00:0020 февраля 200200:00
8просмотров
00:0020 февраля 2002
В Петербурге ежегодно только 50-60 человек из сословия менеджеров начинают говорить. Вернее, говорить правильно и красиво.
<BR><BR>В Петербурге ежегодно только 50-60 человек из сословия менеджеров начинают говорить. Вернее, говорить правильно и красиво.<BR>Большинство из них сознательно проходит специальные курсы ораторского искусства, чтобы увеличить продажи своей компании и наладить отношения с подчиненными.<BR>В городских фирмах, обучающих говорению, а их, кстати, очень немного, обычно предупреждают: "Цицерона мы из вас не сделаем, но азам научим". Говорят, что топ-менеджеры после подобных курсов ощущают себя увереннее, директора обнаруживают, что умеют ясно ставить перед подчиненными задачи и так же ясно выражать свои мысли, а у менеджеров по продажам эти самые продажи идут на удивление бойко.<BR>Пословицы типа "меньше слов -- больше дела" для говорливых бизнесменов уже давно не несут никакого смысла.<BR>"После того как менеджеры по продажам одной из фирм, занимающейся канцтоварами, прошли наш курс, по "обратной связи" нам удалось выяснить, что время, которое уходило на общение с одним клиентом, значительно сократилось, а объем продаж увеличился. Следовательно, они стали выражать свои мысли более четко", -- рассказывают Алексей Сергеев и Юлия Карпова, тренеры-консультанты Института психологического консультирования "Теменос". Для оратора важно видеть цель и верить в себя. При этом нельзя забывать и об аудитории.<BR><BR><B>На авось</B><BR>По рассказам профессионалов, типичная картина выступления неподготовленных менеджеров различного уровня на бизнес-конференциях обычно такова: человек, крадучись, будто его преследуют, выходит на трибуну. Шарит по карманам, настороженно оглядываясь по сторонам. Достает бумажку с заготовленной речью и говорит: "Ой, простите, я здесь случайно... постараюсь не занимать ваше время.... Я не оратор, выступать не умею..." При этом весь вид оратора говорит: как я вообще здесь оказался? Затем он начинает читать то, что написано у него на бумажке. Изредка отрывает глаза от текста, чтобы посмотреть на потолок или на свои ботинки. Если оратор держит бумажку с текстом не двумя руками, то вторая рука, как правило, оказывается вцепившейся в стол или кафедру. Иногда свободной рукой выступающий шарит по карманам, доставая оттуда попеременно то очки, то смятый носовой платок, с удивлением все это разглядывая. Речь звучит однотонно, причем слышат ее обычно только первые три ряда. По оратору видно, что текст ему очень надоел. Лицо его принимает различные выражения -- то удивление (видимо, тому, что написано в бумажке), то задумчивость (наверное, пытается понять, что такое он вообще говорит). Наконец он делает вид, что выступил. На лице явное облегчение. Аплодисменты в зале. Оратор спускается со сцены с явным удовольствием -- обязательная программа позади.<BR>Курс ораторства, как правило, подразумевает 3-часовое говорение в течение определенного количества дней. В группе сосуществует 10-12 человек, которые по очереди произносят спичи на самые различные темы. Если на первых занятиях говорливые профессионалы учат ставить цели и смотреть на себя со стороны, то на заключительном "ученик" демонстрирует, как "красиво уйти со сцены". Научиться говорить в Петербурге каждый может в среднем за 1-3 тыс. рублей.<BR><BR><B>Массовый завоз</B><BR>Пока массовое желание хорошо и правильно говорить руководителей многочисленных петербургских фирм не охватило. Однако на тренингах и занятиях по ораторскому искусству преобладают именно менеджеры высшего звена. "Обычно в набранной группе 90% людей оказываются директорами фирм, редакторами газет и т.д. Бывали случаи, когда руководители, озабоченные тем, что их подчиненные при всех своих положительных качествах не умеют правильно, легко и свободно выражать свои мысли, отправляли их к нам учиться. Наша школа ораторского искусства несколько раз осуществляла целевой набор. Например, курс проходили менеджеры по продажам одной компании, торгующей оборудованием для инженерных коммуникаций", -- сообщила руководитель отдела набора "Интер-Мастер-Класс" Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ольга Грекова.<BR>Другая компания, которая не так давно приступила к обучению ораторству, Институт психологического консультирования "Теменос", также начала с корпоративного заказа. К специалистам института обратилось ООО "Торговый дом "Невские краски" с просьбой провести специализированный курс по искусству говорить.<BR>"Мысль возникла у экс-директора. Дело в том, что у нас периодически проходят конференции для дилеров из разных регионов. На конференциях выступают директор, руководители направлений, технологи, которым важно донести свои мысли до слушателей, воздействовать на аудиторию, установить с ней контакт. А опыта выступлений, как правило, не хватало. Мне было поручено найти фирмы, которые смогли бы провести для нас курсы ораторского искусства", -- поведала менеджер по рекламе и PR ООО "Торговый дом "Невские краски" Лариса Малютина.<BR>Однако с наличием "ораторских" фирм в Петербурге возникли сложности. "Не оказалось таковых ни при крупных учебных заведениях, ни при институтах психологии", -- недоумевает Лариса. В большинстве мест, куда удалось дозвониться корреспонденту "ДП", удивленно спрашивали: "А вы что, хотите стать оратором?" Причем в одном из институтов психологии с улыбкой заявили: "У нас другое направление деятельности. Словоблудию мы не обучаем!"<BR>Только некоторые бизнес-школы проводят тренинги по ораторскому искусству в рамках других, более обширных семинаров. Например, компания "Меркури Интернейшнл" периодически проводит тренинг "Эффективное выступление руководителя".<BR><BR><B>Вот такая, брат, оратория</B><BR>Институт "Теменос" раньше ораторством в чистом виде не занимался. Тренеры-консультанты Алексей Сергеев и Юлия Карпова не только учили, но и учились. И удивлялись: например, тому факту, что, как правило, выступающий человек не утруждает себя постановкой цели. То есть говорить-то он говорит, но, как выясняется, бесцельно.<BR>На занятиях по ораторскому искусству обычно весело. Группа из 10-12 человек уподобляется детям -- смех, шум и гам стоит невыносимый. По словам преподавателей, лекции на занятиях лучше давать в уже готовом виде -- для домашнего изучения, а все время тратить на "практику".<BR>По словам прошедших курс, упражнения, которые использовались на занятиях, запоминаются надолго.<BR>Например, у заместителя генерального директора ООО "Торговый дом "Невские краски" Тимофея Сумина распечатка с одним заданием находится всегда под рукой. "Мне очень понравилось это упражнение. На листочке я получил текст, написанный русскими буквами, но абсолютно бессмысленный, типа "...и увОзила путявку...". За минуту я должен был сконцентрироваться, а затем перед аудиторией прочитать этот текст, используя жесты, мимику и тембр голоса так, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь. В итоге я прочитал этот текст как сказку -- и считаю, что это мне удалось. В принципе, чего-то супернового на занятиях не было, но они помогли мне по-новому взглянуть на себя. Я стал больше уделять внимания контролю над своими жестами, мимикой, речью и смыслом доведения текста до аудитории", -- говорит Тимофей Сумин.<BR><BR>Почем фунт лиха?<BR>Говорят, что страх перед публичными выступлениями сравним со страхом смерти. Научить человека не бояться аудитории довольно сложно. Есть различные способы приучить человека в искусственных условиях, например на курсах, к существованию чего-то страшного. "Есть, например, такое упражнение -- "пресс-конференция". Человек садится перед группой, которая начинает засыпать его различными вопросами с целью "выбить из седла", ставится сознательный упор на сложность. Вопросы могут быть самые невероятные: "Часто ли вы бьете свою жену?", "Почем фунт лиха?" или "Зачем вечером лазать по помойкам?" Вряд ли в реальности у человека произойдет настолько страшная пресс-конференция, но к провокационным вопросам он уже будет готов", -- улыбается Алексей Сергеев.<BR>Ситуации в жизни руководителя могут быть самые разнообразные -- и речи "по поводу", соответственно, тоже. "Человек готовит за короткое время выступление на заданную тему, например "речь на похоронах". Как бы выходит на трибуну, и вдруг задача меняется: "Представьте, что вы на тараканьих бегах". Ему приходится мгновенно перестраиваться и адаптировать речь к другой ситуации. А вообще-то, может произойти что угодно. Помню, я сам однажды "попал". Перед важным выступлением пил кофе, меня позвали, и я от неожиданности опрокинул стакан на свои светлые брюки, на самое "подходящее" место. Я вышел, встал перед аудиторией и сказал: "Я -- Алексей Сергеев. А это -- кофе". Используя привлечение внимания, добился того, что почти сразу все об этом забыли и стали слушать то, что я говорю, а не гадать: "Что это у него?" -- вспоминает Алексей Сергеев.<BR><BR>