00:0018 февраля 200200:00
89просмотров
00:0018 февраля 2002
Предприниматели по-разному отреагировали на кризис 1998 года. Кто-то ушел в запой, кто-то чертил на бумажках стратегию спасения бизнеса. Финансовый менеджер ООО "Петр" Игорь Басевич играл в солдатиков.
<BR><BR>Предприниматели по-разному отреагировали на кризис 1998 года. Кто-то ушел в запой, кто-то чертил на бумажках стратегию спасения бизнеса. Финансовый менеджер ООО "Петр" Игорь Басевич играл в солдатиков.<BR>В течение 3 дней после 19 августа 1998 года он разыгрывал игрушечные сражения второй Пунической войны и пытался понять, как вывести свой бизнес из сложнейшей ситуации. В результате финансисту удалось разработать стратегию ведения бизнеса в новых экономических условиях, выработать новые линии поведения на рынке.<BR>Игорь Басевич начал играть в 10 лет, после того как отец сводил его в Музей артиллерии. "Я просто заболел военной историей. Сначала вырезал фигурки из бумаги, лепил из пластилина. Но это все было не то. Потом в магазинах появились пластмассовые ковбои и пираты, резиновые фигурки, которые "лепили" в ГДР и Чехии", -- рассказывает историю своего увлечения предприниматель. В 16 лет он сделал перерыв, а когда после института начал работать, то снова "подсел" на солдатиков. "Все вернулось из-за Интернета. Появилась возможность общаться, узнавать новости", -- говорит Игорь Басевич. Сейчас в коллекции финансиста примерно 2000 фигурок.<BR><BR><B>Армейский эксклюзив</B><BR>Игорь Басевич чуть ли не единственный в Петербурге коллекционер пластиковых солдатиков размером 56-70 мм. "Конечно, может быть, есть и другие, но я про них не знаю", -- рассказывает он. Из-за этого незнания играть в солдатики менеджеру приходится в одиночку. Фигурки размером 56 мм -- это английский стандарт, их масштаб 1:32. Солдатики в 70 мм -- немецкий стандарт.<BR>"Была такая немецкая фирма, которая еще при фашистах делала наглядную агитацию для детей. После войны это предприятие национализировали и оно начало делать нормальные игрушки", -- рассказывает Игорь и показывает фигурки -- местами потертые, одетые в коричневую форму и с повязками со свастикой на руках. Есть в этой серии и продукция в экспортном исполнении, для стран, которые были союзными Германии, например пехотинец в серо-зеленой форме сжимает в пластмассовых руках древко жестяного шведского флага.<BR>Коллекционер занимается только пластмассовыми солдатиками -- оловянные ему не интересны. Говорит, что так сложилось исторически -- олово тяжелое, гнется, играть было неудобно. Если оловянные фигурки можно делать и раскрашивать на дому в любых количествах, то с пластмассовыми так просто не получится. Кроме того, оловянных солдатиков нужно собирать, определившись с эпохой, страной. "Их же в год делают около 100 тысяч штук, и все просто физически не собрать. А пластмассовые... Я как начал собирать все эпохи -- так и собираю. Удобно: сегодня ты можешь ставить крестовые походы, завтра -- Великую Отечественную войну", -- рассуждает Игорь Басевич.<BR><BR><B>Солдатская каша</B><BR>Бум на пластиковых солдатиков пришелся на 50-60-е годы. Тогда своего рода монополию в их производстве держала Англия. Здесь выпускали игрушечные фигурки всех родов войск, всех эпох, целые исторические серии вроде королевской гвардии или бойцов времен гражданской войны в США.<BR>Постепенно бум стих, фирмы-производители потихоньку закрылись, а формы для литья игрушек и патенты на них были распроданы. Многое попало, например, китайцам, которые до сих пор производят пластиковых солдат. Правда, их качество оставляет желать лучшего. В США и Канаде есть производители, которые специализируются на сувенирной продукции.<BR>Фигурки американского производства вливаются в поток товаров, приуроченных к выходу всевозможных исторических фильмов. "Спартак", "Викинги", фильм про французский легион, из последних -- "Гладиатор", "Патриот", -- ни один не остается без соответствующей серии солдат, изготовленных из прорезиненной пластмассы. В коллекции Игоря Басевича есть и такие экземпляры -- как раз из фильма про французский легион.<BR>"Сейчас оригиналы 50-60-х годов можно найти на "блошиных" рынках или в специализированных магазинах. Особенно их много в Лондоне. Фигурка может стоить и $1, и $10 -- зависит от вида и серии. А можно за $1 купить штук 20 бойцов", -- рассказывает Игорь Басевич.<BR>Есть в его коллекции и отечественная продукция. Когда-то, еще в советские времена, заводик в Донецке выпускал серии пиратов, индейцев и ковбоев. Эту продукцию копировали с американских оригиналов и, по словам Игоря Басевича, для того времени достаточно качественно.<BR>Коллекционеры за пределами России, конечно, интересуются подобными произведениями отечественной легкой промышленности, но еще больше их привлекает советская экзотика. "Обмен между коллекционерами предполагается, но я практически этим не занимаюсь. Людей за границей интересуют фигурки советских солдат, а у меня таких почти нет. Вот сейчас пишу статью для одного английского журнала про матросов революции, Ледовое побоище и прочих подобных солдатиков. Их выпускалось не очень много, но в моей коллекции они есть", -- доволен Игорь Басевич.<BR><BR><B>Взрослые игры</B><BR>Свою коллекцию бизнесмен хранит дома на специальных полках, которые уже почти заполнены. Естественно, солдатики не стоят просто так -- периодически коллекционер играет в них. Последняя крупная игра была как раз во время кризиса, она продолжалась 3 дня. Небольшие партии происходят и сейчас.<BR>"Играю, как в детстве. Расставляю армии, провожу вводный комплекс -- произнести речь перед войсками, выработать стратегию -- и вперед, в сражение. Это помогает посмотреть на себя с другой стороны, что-то переоценить. Как в фильме "Твин Пикс". Там у одного из героев вся жизнь пошла прахом, и он начал играть. Выстроил армию и пытался повернуть историю гражданской войны в США по-другому, чтобы выиграл Юг. Он смог перебороть себя. И потом, коллекция душу греет -- листаешь какой-то каталог и думаешь: а у меня-то такого еще нет, и вроде есть к чему стремиться", -- рассказывает Игорь Басевич.<BR>Как и любое увлечение, коллекционирование солдатиков распространяет определенные флюиды, которые ловят ничего не подозревающие граждане. "Я "подсадил" на это дело своего приятеля, директора одной компьютерной фирмы. Это было год назад, но его жена со мною до сих пор не разговаривает. Видимо, потому, что он увлекся оловянными солдатиками, а это совсем другие деньги. Например, комплект с колесницей может стоить до $600. Моя жена... Сейчас все нормально. Но раньше приходилось маскироваться", -- рассуждает Игорь Басевич.<BR><BR><BR>