Лифт поднялся до бизнеса, когда перестал падать

Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире "безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы.

<BR><BR>Любая старушка сегодня смело шагает в лифт. О ее безопасности ровно 150 лет назад позаботился американец Элайша Грейвс Отис. Он выдумал первый в мире "безопасный лифт", который не падал, даже если обрывались все тросы.<BR>Лифты и подъемные механизмы существовали и до изобретения Отиса, однако именно он первый наладил массовое производство этой полезной конструкции и заработал состояние на нежелании населения Земли подниматься и спускаться по лестнице своим ходом. Сегодня каждый день все лифты планеты перевозят треть населения Земли.<BR><BR><B>Лифтеры -- ослы</B><BR>Раньше то, что сейчас называется лифтом, использовалось отнюдь не в целях подъема граждан на неведомые высоты. В те времена и высот-то особых не было.<BR>Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров.<BR>Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую.<BR>Приблизительно с 80 года н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.<BR>В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления, поэтому их могли себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение ослами.<BR>Считается, что первый лифт в современном понимании был установлен в 1743 году во дворце французского короля Людовика XV в Версале. Громоздкая конструкция, приводимая в движение слугами, была сконструирована для того, чтобы 33-летний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше.<BR>Все эти агрегаты, которые сегодня мы называем простым словом "лифт", изготавливались на заказ канувшими в Лету мастерами-самоделкиными. Ни один из них не ставил перед собой цели заработать на их производстве. Первые попытки обогатиться за счет технологии подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт.<BR>В 1800 году этот американец представил первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил в корыстных целях: чтобы ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при перевозке грузов на одной из фабрик в Англии.<BR>В 1845 году Вильям Томпсон, большой любитель всевозможных изобретений и автор пневматических шин, разработал первый гидравлический лифт, оказавшийся гораздо совершеннее парового.<BR>Однако все попытки широкого распространения лифтового хозяйства и внедрения его в процесс перевозки людей наталкивались на несовершенство конструкции -- существовавшие механизмы были крайне ненадежны.<BR><BR><B>Лифтер -- Отис</B><BR>Кардинальные изменения предложил скромный 42-летний инженер Элайша Грейвс Отис.<BR><B>"Лифтер" всех времен и народов родился 3 августа 1811 года в городке Халифакс, США. Его семья эмигрировала в Америку из Англии в 1635 году. Элайша был младшим ребенком из шести детей в семье фермера. В 19 лет юноша переехал в город Трой, рассчитывая заработать денег на различных стройках. Однако слабое</B><BR>здоровье "бросило" его в другую сферу деятельности -- в перевозочный бизнес.<BR>В 1838 году доходы от перевозок позволили Отису купить небольшой участок, построить дом и мукомольную мельницу.<BR>Однако мельница не приносила прибыли, и будущий предприимчивый "лифтер" с легким сердцем переоборудовал ее в лесопильную мастерскую, в которой он намеревался производить вагоны и экипажи.<BR>Метания из бизнеса в бизнес привели к тому, что в 1845 году Отис бросил насиженное гнездышко и переехал в город Олбани, где устроился на работу старшим механиком на фабрику по производству кроватей. За 3 года "батрачества" он придумал несколько механизмов, которые, правда, не дошли до наших дней.<BR>В 1852 году фабрика, где работал Элайша Отис, начала строительство нового здания, и ему было поручено сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж.<BR>Это задание и стало счастливой случайностью, которая решила всю дальнейшую судьбу лифтостроения. Неутомимый инженер пропустил трос подъемника через плоскую пружину, а по бокам поднимающейся платформы установил зубчатые рельсы. В случае обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение.<BR>Изобретение Отиса сразу же привлекло внимание фабрикантов, и возрождающийся предприниматель получил заказы на изготовление трех лифтов. Элайша запатентовал свое изобретение в 1857 году и открыл магазин по продаже лифтов.<BR>Первоначальные вложения господина Отиса в собственный лифтовый бизнес были более чем скромные. При пересчете на современные доллары его бухгалтерская книга на 3 декабря 1853 года показывает следующее:<BR>-- один токарный станок, бывший в употреблении, -- $50,00;<BR>-- две банки с маслом -- $1,50;<BR>-- один письменный стол -- $12,00;<BR>-- одна маленькая рабочая скамейка -- $12,00;<BR>-- железо, стекло и т.п. -- $47,96;<BR>-- Бухгалтерская книга и бумага -- $1,25.<BR>Итого: $122,71.<BR>Несмотря на интерес публики, дело поначалу не пошло. Прибыль от магазина за первый год составила $900. Городок был небольшой, и трех лифтов на фабрике было вполне достаточно, чтобы покрыть все потребности муниципалитета.<BR>Отису было мучительно больно оттого, что о его чудо-изобретении почти никто не знает. На старых лифтах очень часто рвались тросы, и компании платили двойную цену рабочим, соглашавшимся работать в таких суровых условиях.<BR>В 1854 году, на Международной выставке в Нью-Йорке, Отис решил показать свое изделие в деле. При всем честном народе он поднялся на своем безопасном лифте, загруженном тяжелыми ящиками и бочками, на высоту 4-го этажа здания Кристал Палас. Затем изумленная публика услышала, как Отис приказал своим помощникам обрубить тросы. Лифт резко пошел вниз, но через секунду остановился, поддерживаемый безопасным механизмом. "Безопасно, господа! Абсолютно безопасно!" -- галантно раскланялся Отис с высоты своего изобретения.<BR>Молва быстро разнесла весть о новом механизме. Благодаря этому Отис начал продавать по одному лифту в месяц, каждый из которых стоил около $250.<BR>Вскоре нью-йоркский коммерсант Хоугаут попросил изобретателя установить его подъемник в своем пятиэтажном магазине фарфора и стеклянной посуды. В последующие несколько лет Отис оборудовал лифтами все платежеспособные гостиницы и магазины в крупных городах Америки.<BR><BR><B>В компании с лучшими</B><BR>Компания Otis появилась только в 1853 году.<BR>Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов.<BR>В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов. Несмотря на усовершенствованную с годами конструкцию, принцип работы современных лифтов ничем не отличается от "дедушек" времен Элайши Грейвса Отиса.<BR>В России подобие лифтов было уже при Петре I. Неизвестный умелец, например, установил в Петергофе обеденный стол, который курсировал между первым и вторым этажами.<BR>Сегодня в Петербурге свои представительства имеют все мировые производители этих подъемных механизмов: Schindler, Kone и Otis.<BR>Кроме того, компания "Стилкон" производит лифты по российским технологиям.<BR>