Маршрутные перевозки: рынок не резиновый, но тянется

Популярность маршруток как одного из основных видов городского транспорта растет. Как растет и количество маршруток, курсирующих практически по всем районам Петербурга.

<BR><BR>Популярность маршруток как одного из основных видов городского транспорта растет. Как растет и количество маршруток, курсирующих практически по всем районам Петербурга.<BR>В Комитете по транспорту городской администрации не были готовы назвать точное количество перевозчиков, осуществляющих подобные услуги. Тем более что наступил период перезаключения договоров на обслуживание маршрутов. Сами перевозчики называют разные цифры. Так, например, по данным ГП "Пассажиравтотранс", сейчас в Северной столице работает около 56 компаний. По данным Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга, в городе работает свыше 40 частных перевозчиков и около 2 тысяч маршрутных такси. Однако, как поясняет начальник управления коммерческих перевозок ГП "Пассажиравтотранс" Илья Дацюк, точное количество маршруток, курсирующих по городу, назвать сложно, потому что многие перевозчики арендуют машины или привлекают на работу частников.<BR><BR><B>Лучше меньше, да лучше</B><BR>Лидирующее положение занимают несколько предприятий, среди которых два городских -- ГП "Пассажиравтотранс" и АООТ "Третий парк", и два частных -- ЗАО "Реванш" и ООО "Сеть пассажирских перевозок". Что касается остальных, то это предприятия, чей парк составляет от 1 до 200 автомобилей. Стоимость поездки по городу колеблется от 5 до 10 рублей.<BR>Как рассказывает Илья Дацюк, в "Пассажиравтотрансе" коммерческие маршруты, обозначенные буквой "К", делятся на две категории: когда "К" стоит впереди номера (экспрессы, "ПАЗы", "Газели" и "Форды"), и "К" стоит позади (обычные городские автобусы, которые дублируют социальный маршрут). "По первой категории у нас около 800 машин, -- рассказывает он, -- по второй -- в районе 100". Основная схема обновления парка автомобилей -- это лизинг. "Покупать новые автомобили и автобусы совершенно нереально, -- продолжает Илья Дацюк, -- нам просто по бюджету не потянуть". В парке АООТ "Третий парк" 611 маршрутных такси, в ООО "Сеть пассажирских перевозок" -- 212 маршруток.<BR>Сами перевозчики считают, что проще взять в лизинг несколько "Газелей" или бывших в употреблении иномарок, чем приобрести один новый автобус Ликинского автобусного завода (ЛИАЗ), который в несколько раз дороже. Тем более что данный вид коммерческих перевозок пользуется огромной популярностью, особенно в "спальных" районах города.<BR>Таким образом, вполне объяснимо появление на транспортных магистралях Петербурга огромного количества микроавтобусов. В свою очередь, городские чиновники неоднократно поднимали вопрос о прекращении перевозок, в частности теми же "Газелями", однако никаких конкретных шагов так и не предприняли.<BR>Зато объявили вне закона мелких частных перевозчиков.<BR><BR><B>Частников отшили</B><BR>Так, в Постановлении Комиссии по безопасности дорожного движения №5 от 15 ноября 2001 года Комитету по транспорту администрации Петербурга предписано "исключить до 31.12.01 привлечение транспортных средств третьих лиц при осуществлении перевозочной деятельности в качестве маршрутных такси". Как объясняет Илья Дацюк, теперь крупным перевозчикам запрещено работать с частниками как субподрядчиками. "В принципе, для самих частников такая работа была выгодной, -- размышляет он. -- Им не надо было получать разрешения в Комитете по транспорту и нести ответственность за тот или иной маршрут. Мы же чаще всего заключали договор с перевозчиком, чтобы раскатать маршрут".<BR>Как поясняет заместитель генерального директора по контрольно-ревизионным вопросам АООТ "Третий парк" Анатолий Григорьев, если раньше субподрядчики играли по правилам предприятия, то теперь они будут действовать неорганизованно. "А это может стать началом такой же проблемы, как с легковыми таксомоторами", -- рассуждает он.<BR>Несмотря на нововведения, проблемы как мелких частных перевозчиков, так и крупных остались одинаковыми: в городе нет четкого механизма регулирования деятельности перевозчиков.<BR><BR><B>ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ</B><BR><B>НАЧИНАЮЩЕМУ ПЕРЕВОЗЧИКУ</B><BR>l Прежде чем заняться частными перевозками на маршрутных такси, нужно оценить свои силы в борьбе с крупными конкурентами. Рынок уже поделен, сообщили в городском Комитете по транспорту.<BR>l Кроме того, перевозчик должен обладать минимум 3-5 специальными автомобилями, предназначенными для маршрутных перевозок. Причем желательно, чтобы это был вместительный подвижной состав, потому что городская администрация придерживается позиции постепенного сокращения перевозочной деятельности малыми автобусами ("Газелями" и аналогичным транспортом).<BR>l Обязательно лицензирование именно на данный вид пассажирских перевозок. Лицензию выдает Лицензионная палата Петербурга. Необходим договор с каким-либо предприятием на хранение, техническое обслуживание транспорта, а также предрейсовый медосмотр водителей. После чего можно участвовать в конкурсе Комитета по транспорту на получение того или иного маршрута. Выигрывает тот, у кого наиболее удобные график работы, цены и количество подвижного состава на маршруте. (С.О.)