00:0030 января 200200:00
105просмотров
00:0030 января 2002
Судостроители России стоят на пороге больших перемен уже 10 лет. Но скоро все может измениться. Правительство РФ поможет им сделать шаг вперед.
<BR><BR>Судостроители России стоят на пороге больших перемен уже 10 лет. Но скоро все может измениться. Правительство РФ поможет им сделать шаг вперед.<BR>В конце 2001 года Правительство решило возмещать рыболовным компаниям и судостроительным заводам процентные банковские ставки по кредитам, взятым на строительство рыболовецких судов.<BR>В связи с этим чиновники Госкомрыболовства планируют в 2002 году увеличение числа заказов на верфях Астрахани, Архангельска, Мурманска, Рыбинска, Хабаровска, Ярославля, Петербурга до 28 рыболовецких судов. А в 2003 году объемы заказов на строительство рыболовного флота под российский флаг удвоятся.<BR>Решение Правительства РФ не случайно: летом 2001 года Президент России Владимир Путин утвердил Морскую доктрину страны. Она предписывает "...создать условия, стимулирующие строительство флота на отечественных предприятиях".<BR>Над этим российские судостроители совместно с депутатами Государственной думы РФ работали более 3 лет. За это время они подготовили проект федерального Закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности". В конце февраля его рассмотрят в Думе во втором чтении.<BR>До этого в Петербурге по поручению вице-премьера Ильи Клебанова пройдет круглый стол с участием заинтересованных в принятии закона представителей ведомств, регионов и депутатов -- авторов закона.<BR><BR><B>Будущее флота</B><BR>Ускорить процесс принятия закона о поддержке российских верфей судостроителей и чиновников заставляет положение, сложившееся в гражданском судостроении России.<BR>Так, в рыбной отрасли за прошедшее 10-летие Россия почти не строила для себя морских промысловых судов. Отечественные рыбаки предпочитали заказывать траулеры за рубежом.<BR>Но темпы строительства не покрывали потребности отрасли в судах. Отчасти по этой причине ежегодно сократился общий объем вылова рыбы в 2 раза и вылов рыбы под российским флагом -- в 2,5 раза. По прогнозам специалистов и чиновников, к 2005 году большую часть промысловых судов рыболовецкие предприятия спишут в силу физического износа. И от почти 3000 единиц флота останется менее 1/3.<BR>Ежегодная потребность рыбных компаний в морских судах составляет 60 штук. Если их строить, то за 5 лет Россия сможет восстановить рыболовный флот до уровня 1990 года. Тогда страна вылавливала за год до 7 млн тонн рыбы. Причем большую часть -- в Мировом океане.<BR>В конце 1990-х отечественные рыбаки, промышляющие под российским флагом, покинули пределы мирового океана и зоны иностранных государств, ограничившись промыслом в территориальном море России и прилегающем к нему морском районе, на расстоянии 200 морских миль от внешней границы территориального моря ("исключительная экономическая зона России").<BR><BR><B>Разделение труда</B><BR>За пределами "исключительной экономической зоны" родины российские рыбаки вылавливают рыбу на судах иностранной постройки или под флагом другого государства.<BR>Стремясь обновить флот, отечественные рыбодобытчики фрахтуют подержанные траулеры без экипажа у более богатых иностранных судовладельцев. По истечении определенного времени корабль переходит в собственность арендатора.<BR>Кроме аренды подержанного судна отечественные рыболовные компании могут построить в кредит новое -- в Германии, Испании, Сингапуре, Японии. Кредитором и гарантом по возврату долгов в такой операции обычно выступает страна судостроителя.
<BR><BR><B>Международная</B><BR><B>кооперация</B><BR>Иностранные компании тоже начинают строить новые суда на российских верфях. Так, например, в конце прошлого года ФГУП "МП "Звездочка" (Северодвинск) и норвежская компания Kverner Kimek договорились о строительстве очередного рыболовецкого траулера "Архангельск".<BR>В перспективе российское предприятие может получить контракт на строительство рыболовецких судов серии "Архангельск" для третьих стран -- Фолклендских и Фарерских островов, Перу и прочих.<BR>Обычно иностранцы заказывают отечественным судостроителям трудоемкую и "грязную" работу -- изготовление корпуса. Последующее оснащение корабля заказчик производит за пределами России. Тот же траулер "Архангельск" норвежцы "доводят до ума" на своих верфях в Киркенесе.<BR>Потенциал рынка...<BR>Большую часть доходов отечественные судостроители получают от экспортных операций.<BR>В последние 2 года к иностранным заказчикам присоединилось Правительство РФ. Из года в год оно наращивает расходы на оборону, чем радует отечественных кораблестроителей. Доходы от экспорта и госзаказа позволяют кораблестроителям частично реконструировать производственные мощности.<BR>Но все равно этих заказов недостаточно, чтобы полностью загрузить производственные мощности верфей. В среднем по России загрузка судостроительных заводов составляет 25%.<BR>Выше этого показателя поднялись не многие предприятия, в основном петербургские: ОАО "Балтийский завод", ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", ГУП "Адмиралтейские верфи", ОАО Морской завод "Алмаз". Всего же отечественные верфи могут выпускать продукции ежегодно на $4 млрд, а производят только на $1 млрд.<BR>До $600 млн в год потенциальных заказов российских судостроителей уходит за границу. Эти деньги получают иностранные верфи за постройку транспортных и промысловых судов. В России таких кораблей строится всего на $50 млн в год.<BR><BR><B>...и его первое</B><BR><B>ограничение</B><BR>Действующие в России условия налогообложения, таможенные ставки и проценты по кредитам снижают конкурентоспособность отечественных верфей.<BR>Например, в сумме затрат доля импортного комплектующего оборудования может достигать 50%, а таможенные платежи -- 15% от стоимости судна (см. табл.).<BR>Помимо этого таможенные пошлины на ввоз в Россию технологического оборудования, необходимого для постройки судна, достигают 30%, а ставка на ввоз готового судна иностранной постройки -- 5%.<BR>Судостроитель расплачивается по НДС с авансовых платежей. А получает этот налог от заказчика только после сдачи судна.<BR>Продолжительность изготовления плавучего средства может занимать 24-26 месяцев. И в это время бюджет получает налог на имущество -- 2% от объема незавершенного производства. Этим государство изымает деньги из оборота судостроителя в самый ответственный момент -- в процессе изготовления судна. И заставляет его пополнять оборотные средства за счет заемных.<BR>Процентные ставки по кредитам за границей колеблются в пределах 8-10%, а в России -- 18-20%.<BR>При несколько меньшей стоимости постройки судна в России, чем на крупной западной верфи, затраты российских заказчиков увеличиваются на 20-25% в период возврата кредитов, взятых на приобретение судна.<BR>Получается, что российские и иностранные верфи существуют в неравных условиях. В России выгодно строить суда на экспорт, по государственным заказам, для освоения континентального шельфа по "соглашению о разделе продукции" (см. врезку).<BR>На эти виды продукции распространяются налоговые льготы. А суда для коммерческих целей российским судовладельцам дешевле строить за границей -- налоговые льготы по этой категории судов российским законодательством не предусмотрены.<BR><BR><B>Второе ограничение</B><BR>Ежегодная плата за право на вылов рыбы -- второй по высоте барьер на пути судостроителей и заказчиков после процентных ставок по кредитам. Это не дает рыбакам возможности прогнозировать свои доходы и увеличивает срок окупаемости корабля.<BR>Опрошенные "ДП" судостроители в один голос говорят, что заказчик должен получать квоты на вылов рыбы в необходимом объеме на весь срок окупаемости судна (см. табл.). Судостроители уверены -- если на законодательном уровне решить вопрос о субсидировании из бюджета части процентных ставок по кредитам, взятым на строительство судна, а также внести в Налоговый и Таможенный кодексы РФ изменения, обеспечивающие равные экономические условия с иностранными конкурентами, то через 5-6 лет емкость судостроительного рынка удвоится и достигнет $2 млрд. Одну половину прироста дадут заказчики транспортных судов, а другую -- рыболовецких.<BR><BR><B>Мнение судостроителей</B><BR><BR>Николай Перов, главный специалист по вопросам промыслового судостроения ФГУП ЦНИИ технологии судостроения:<BR><B>"Когда в Госкомрыболовстве и Правительстве РФ поняли, что федеральная программа "Рыба" не выполняется, в городе Южно-Сахалинске в июле 1999 года </B><BR>созвали совещание Правительства РФ с представителями рыбопромысловых предприятий и НИИ Госкомрыболовства. На нем рассмотрели, одобрили и утвердили разработанную петербургским институтом "Гипрорыбфлот" концепцию развития промыслового флота России на 2000-2015 годы.<BR>Руководствуясь этой концепцией, КБ "Восток" ЦНИИ ТС разработало ряд базовых проектов промысловых судов. Из них три проекта -- 13720, 19960 и 21060 КБ готово передать на завод, когда заказчики заключат договора с верфями на их строительство. Заказчики уже есть. Это рыбопромысловые предприятия Дальнего Востока и Северо-Запада. Они заключат контракты на строительство, как только в России примут закон о поддержке отечественного судостроения".<BR><BR>Илья Вайсман, главный специалист по инвестиционным проектам ФГУП ЦНИИ технологии судостроения:<BR>"Постановление Правительства о возмещении процентных ставок российскому судостроению не поможет -- не тот уровень. Процедура получения денег в нем четко не регламентирована. Там написано так: заявку подаешь, а решают чиновники. Значит, нужно будет ходить по чиновникам сначала в Госкомрыболовстве, потом у Грефа, потом у Касьянова и доказывать, что вы имеете право получить субсидию. Подобного рода вопросы во всех странах решаются на законодательном уровне. И Россия должна принять закон с целью создания благоприятных условий для размещения заказов на российских верфях. По этому закону разница между общепринятой ставкой по кредиту, а это не выше 10%, и той, которую дают российские кредитные организации, -- 20%, возмещается государством в лице ЦБ РФ с отражением в строке федерального бюджета.<BR>Минфин, Минэкономразвития, МНС выступают против такого закона, потому что расходы они видят сразу, а доходы не понимают, откуда они возьмутся. Это говорит о низком уровне квалификации, об экономической безграмотности людей.<BR>На самом деле, когда вы начинаете строить новое судно в России, то прямые поступления в бюджет идут на этапе строительства: отчисления с зарплаты рабочих, подоходный налог, НДС от объема собственных работ. И эта величина в 3 раза больше, чем сумма затрат на субсидирование процентной ставки. Значит, конечное сальдо положительное в пользу бюджета. Механизм такой: бюджет сначала получает доходы, а потом несет расходы. И если нет доходов, то не будет и расходов. По крупным проектам мы предлагаем ввести в закон статью о государственных гарантиях возврата средств инвестору до 80% стоимости судна".<BR><BR>Леонид Кузьмин, директор по маркетингу ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь":<BR>"Мы уже 4 года без особого успеха пытаемся организовать производство среднего морозильного траулера 13720, разработанного ЦКБ "Восток". За это время "Северная верфь" основательно подготовилась к производству. Но источник финансирования не найден. Пытались привлечь зарубежных партнеров, но это получается слишком дорого для наших рыбаков.<BR>В конце прошлого года Наздратенко выпустил приказ по организации строительства на "Северной верфи" 10 среднетоннажных рыболовных судов проекта 13720. Закончить строительство планируется в 2005 году, а начать в этом. Но беда та же -- нет денег.<BR>Другой вопрос -- рыбные квоты. Заказчик должен быть уверен, что получит квоты на весь срок окупаемости судна. Но такой уверенности ни у кого нет".<BR><BR><B>Соглашение о разделе продукции</B><BR>Статья 2 Закона Российской Федерации о соглашениях о разделе продукции: "Соглашение о разделе продукции (далее -- соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее -- инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего федерального закона..."