00:0028 января 200200:00
25просмотров
00:0028 января 2002
Ассоциация менеджеров и библиотека Public.ru оценили информационный статус руководителей компаний на основании подсчета абсолютного числа их упоминаний в печатных СМИ за 2001 год.
<BR><BR>Ассоциация менеджеров и библиотека Public.ru оценили информационный статус руководителей компаний на основании подсчета абсолютного числа их упоминаний в печатных СМИ за 2001 год.<BR>Анализировались позиции первых ста менеджеров из рейтинга профессионализма менеджеров "Тысяча самых профессиональных менеджеров России", представленного Ассоциацией менеджеров в конце прошлого года. Эти позиции сравнивались с количеством упоминаний в публикациях периодических печатных российских СМИ.<BR>В пул мониторинга вошли 38 деловых и общественно-политических изданий федерального уровня. Полученные данные были разбиты на четыре эшелона методом кластерного анализа по среднему числу упоминаний персоны.<BR>Кроме того, в ходе исследования были выявлены три типа информационного статуса менеджеров: "избыточный" (повышенный уровень публичности по сравнению с рангом его профессионализма), "умеренный" (пониженный уровень публичности по сравнению с рангом его профессионализма) и "адекватный" (уровни публичности и профессионализма соответствуют друг другу).<BR><BR><B>Информационные выскочки</B><BR><B>Среди наиболее упоминаемых в прессе 40 менеджеров четко выраженным адекватным статусом обладает Алексей Мордашов ("Северсталь"). Статус, близкий к</B><BR>адекватному, имеют Владимир Потанин ("Интеррос"), Вагит Алекперов ("ЛУКОЙЛ"), Юрий Ласточкин ("Рыбинские моторы"), Михаил Ходорковский ("ЮКОС") и Михаил Прохоров ("Норильский никель"). С известной долей условности можно утверждать, что объем информации о деятельности этих руководителей в СМИ сопоставим с масштабами их профессиональной деятельности.<BR>Более детальную картину дает анализ групп "информационной нестабильности" с учетом выделенных эшелонов. Первый из них представлен единственной персоной, ставшей среди российских менеджеров абсолютным лидером по объему интереса со стороны прессы, -- Анатолием Чубайсом (РАО "ЕЭС России"). Второй составила пятерка глав крупнейших российских компаний нефтегазового, металлургического и машиностроительного комплексов. Наиболее значительной информационной "светимостью" в этом эшелоне обладает Алексей Миллер ("Газпром"), занимающий треть (33,37%) от общего объема информационного поля участников второго эшелона и почти вдвое опережающий следующего за ним Владимира Потанина ("Интеррос"). Другие фигуранты данного эшелона имеют почти равные показатели информационной "светимости".<BR><BR><B>Неуравновешенные</B><BR><B>ньюсмейкеры</B><BR>Среди участников вышеупомянутого эшелона явный признак неустойчивого информационного статуса присутствует у Олега Дерипаски ("Сибирский алюминий"): максимальное отрицательное (-30) отклонение рангов ПИ и рейтинга профессионализма. Кроме того, прослеживается разница показателей профессионализма этого менеджера в рейтингах СМИ за один и тот же временной интервал: от 11-го места в рейтинге "самых могущественных бизнесменов" (по версии "Компании") до 27-го места среди "наиболее влиятельных предпринимателей" по версии "Независимой газеты". Тем не менее, информационное поле этого менеджера обладает довольно однородной структурой: анализируемые издания внесли примерно одинаковый вклад в формирование имиджа главы "Сибирского алюминия". (ВЫВОД: Пишут больше, чем стоит.)<BR>В третий эшелон вошли 15 менеджеров: от Алексея Мордашова (10,5% упоминаний) до Виктора Вексельберга (4,7%). Как отмечалось, среди лиц данной подгруппы присутствует менеджер с "адекватным" статусом (Мордашов), однако его информационное поле нельзя назвать однородным -- "Ведомости" пишут о нем существенно больше "Коммерсанта". (ВЫВОД: Ты стоишь ровно столько, сколько о тебе пишут.)<BR>Максимальная же степень нестабильности наблюдается у руководителя "Славнефти" Михаила Гуцериева: явно избыточный информационный статус. Кроме того, профессионализм этого менеджера неоднозначно оценивается в рейтингах СМИ: 38-е и 36-е места у "Независимой газеты" и стабильное 15-е место у "Профиля". Сильной степенью неоднородности характеризуется и информационное поле руководителя "Славнефти" -- максимальный (для всей выборки из 100 менеджеров) разрыв упоминаний в "Ведомостях" (18) и "Коммерсанте" (48); среди деловых журналов, упоминающих Гуцериева, доминирует "Профиль". (ВЫВОД -- Амбиции явно зашкаливают: PR-служба работать не умеет -- шарахается от издания к изданию.)<BR><BR><B>Теневые лидеры</B><BR>Иллюстрацией полярной ситуации могут служить фигуры Сергея Богданчикова ("Роснефть"), Виктора Вексельберга ("СУАЛ-холдинг") и Михаила Фридмана (холдинг "Альфа-груп"): информационный статус всех этих менеджеров можно отнести к умеренному типу, однако наиболее характерным с точки зрения "умеренности" может служить глава компании "Роснефть". Богданчиков, занявший 17-е место по количеству упоминаний в прессе и 4-е по профессиональным качествам, не попал ни в один из популярных рейтингов СМИ -- ни "Компании", ни "Эксперта", ни "Профиля" -- и занял относительно скромные 37-41-е места в рейтингах "Независимой газеты" и "Экономики и жизни". Информационное поле, формирующее имидж этого менеджера, отличается высокой степенью однородности -- к нему с равной долей интереса обращаются деловые "Ведомости" (21) и "Коммерсантъ" (21); общеполитические "Известия" (11) и "Время новостей" (11); примерно такая же ситуация и с журналами.<BR>Последний эшелон самый большой -- 79 менеджеров. Большинство участников, его составляющих, являются менеджерами, не отличающимися высоким уровнем публичности, поэтому естественно, что здесь верхние строчки могут занимать руководители крупных компаний. Относительно низкий уровень публичности таких менеджеров не позволяет сравнить их места в рейтингах различных СМИ -- они просто туда не попали -- и проводить сопоставление с рейтингом "Тысяча самых профессиональных менеджеров России": подавляющее большинство топ-менеджеров упоминаются в прессе за год менее 10 раз.<BR><BR><B>Да будет свет</B><BR>Анализ прессы прежде всего убедительно показал явно недостаточную информированность общества о профессиональной деятельности менеджеров в целом: из 100 самых лучших менеджеров страны сколько-нибудь часто (более 10 раз в течение года) упоминается лишь половина. Совершенно очевидно, что такое положение дел не способствует установлению нормальных контактов ни в пределах делового сообщества, ни с точки зрения отношений между деловым сообществом и обществом в целом.<BR>В то же время очевидно, что интерес деловых изданий сосредоточен на одних и тех же постоянных фигурах, далеко не все из которых являются лидерами делового мира. Возможно, в значительной степени это связано с родовыми особенностями российской деловой прессы: издания предпочитают освещать скандальные аспекты деятельности менеджеров, уделяя меньше внимания значимым моментам профессиональной деятельности. В этом плане ситуация, в принципе, может быть изменена только при появлении авторитетных специализированных изданий, ориентированных на освещение реальных проблем российского менеджмента и представление лучших отечественных кадров мировому и российскому деловым сообществам.<BR><B>По материалам исследования Ассоциации менеджеров</B><BR>и библиотеки Public.ru,<BR>январь 2002 г.