Проект инвестиционной программы железнодорожного транспорта на 2002 год

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет более 80%, в пассажирообороте -- около 43%.

<BR><BR>Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет более 80%, в пассажирообороте -- около 43%.<BR>С 1999 г. наметилась тенденция увеличения инвестиций в железнодорожный транспорт. К 2000 г. их размер достиг 80,8 млрд руб., в том числе 67,4 млрд руб. -- по объектам производственного и 13,4 млрд руб. -- по объектам непроизводственного назначения.<BR><BR><B>Жалкие крохи</B><BR>В период 1991-1998 гг. произошло резкое снижение инвестиций в железнодорожный транспорт. В ценах 2001 г. они сократились с 175,2 млрд руб. в 1991 г. до 42,3 млрд руб. в 1998 г., или в 4 раза. Основными факторами, определяющими сокращение инвестиций в развитие отрасли, явились: развитие инфляционных процессов, резкое снижение объема перевозочной работы, прекращение финансирования отрасли за счет федеральных средств, образование излишних фондов по подвижному составу и другие.<BR>За период 1991-1998 гг. бюджетные средства сократились более чем в 50 раз, более чем в 3 раза снизились собственные средства отрасли. В общем объеме капитальных вложений снизился удельный вес средств, направляемых на обновление активной части основных фондов: машин, оборудования и транспортных средств.<BR><BR><B>Объемы</B><BR><B>капитальных вложений</B><BR>С учетом прогнозируемых доходов, при потребности в капиталовложениях на 2002 г. в 190-200 млрд руб., программой капитальных вложений на железнодорожном транспорте в 2002 г. предполагается выполнить работы в объеме 114,7 млрд руб.<BR>Собственные средства Министерства путей сообщения России, направляемые на финансирование капитальных вложений, ограничены установленным предельным уровнем тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.<BR>Привлечение внешних инвестиций ограничено существующими правовыми и рыночными факторами.<BR>В целях достижения максимально возможного эффекта от реализации программы капиталовложений железнодорожного транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов приоритет при включении в доработанную программу имели мероприятия и проекты:<BR>l направленные на замену изношенных основных средств отрасли, а также низкоэффективных фондов более эффективными;<BR>l имеющие высокую степень готовности по результатам ранее осуществленных капитальных вложений;<BR>l направленные на повышение безопасности и эффективности основной деятельности МПС России;<BR>l предусматривающие повышение эффективности эксплуатационной деятельности на основе развития информатизации и внедрения новых технологий учета и управления.<BR><BR><B>Источники</B><BR><B>финансирования</B><BR>Министерством путей сообщения России выполнена корректировка представленных в ноябре 2001 г. экономических параметров работы железнодорожного транспорта на 2002 г.<BR>Эксплуатационные расходы сокращены на 69 млрд руб. (16,4%), прежде всего за счет уменьшения фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды, амортизации и прочих расходов.<BR>Финансирование программы капитальных вложений за счет собственных средств отрасли сокращено на 29 млрд руб. и определено в сумме 94 млрд руб., что почти в 2 раза меньше расчетной потребности, необходимой для восстановления основных фондов.<BR>С учетом затрат, необходимых на реструктуризацию кредиторской задолженности, текущих налоговых платежей, затрат на внереализационные операции и прочих затрат, осуществляемых из прибыли в соответствии с действующим законодательством, при уровне индексации грузовых тарифов, дефицит средств отрасли превышает 46 млрд руб.<BR><BR><B>Ожидания</B><BR>В ходе реализации данной подпрограммы в 2002 г. протяженность грузонапряженных электрифицированных линий на сети железных дорог возрастет на 1350 км.<BR>Одной из важнейших целей завершения электрификации указанных участков является снижение уровня эксплуатационных расходов, повышение эффективности основной деятельности МПС России. Запланировано прилечь для финансирования электрифицируемых участков 1,5 млрд руб. средств субъектов Федерации.<BR>Объекты социальной сферы, здравоохранения, непроизводственного назначения составят 11,3 млрд руб. (9,7% от суммарного объема капитальных вложений в 2002 г.).<BR>В рамках реализации социальных программ МПС России вырабатывает новые подходы к решению традиционных проблем.<BR>Так, в 2002 г. планируется существенно расширить практику строительства жилья для работников отрасли за счет применения механизма ипотечного кредитования. На осуществление программы жилищного строительства с привлечением ипотечного кредитования планируется привлечь 3 млрд руб. средств и 0,8 млрд руб. средств работников отрасли и других заинтересованных инвесторов.<BR>Объекты железных дорог -- 5,67 млрд руб. (4,9% от суммарного объема капитальных вложений в 2002 г.).<BR>Данные средства направляются на финансирование капитальных вложений объектов дорожного значения в соответствии с представленными железными дорогами планами на 2002 г.<BR><BR><B>По материалам</B><BR><B>Правительства РФ</B>