Газетные ларьки стали жертвой 300-летия

Рынок прессы в Петербурге в последние дни беспрерывно лихорадит. И над землей, и под ней: у станций метрополитена закрываются десятки газетных киосков, а в "подземке" розничным торговым точкам значительно урезали дозволенный ассортимент.

<BR><BR>Рынок прессы в Петербурге в последние дни беспрерывно лихорадит. И над землей, и под ней: у станций метрополитена закрываются десятки газетных киосков, а в "подземке" розничным торговым точкам значительно урезали дозволенный ассортимент.<BR>Напряженная ситуация обсуждалась в Союзе журналистов на круглом столе с участием операторов рынка распространения прессы и представителей администрации Петербурга.<BR><BR>Олег Пошибайлов,<BR><B>член правления</B><BR>ООО "Ника":<BR>"Такое впечатление, что работа сейчас -- как в 1992 году. Совершенно неимоверные беды. По центру из 10 точек на начало 2001 года у нас осталось четыре, по Приморскому району мы потеряли три точки. Будущие схемы и адресные программы -- это все замечательно, но если нас с этого месяца или со следующего просто снимут, то мы не получим никогда и ничего, потому что у нас товар -- скоропортящийся. Прямо сейчас в Петербурге могут накрыться несколько фирм -- ни за что. Если бы это была тушенка, я бы ее запер на склад, через год или два оттуда достал и продал -- у нее длительный срок хранения. Но, как вы понимаете, сегодня это газета, завтра -- макулатура; тогда лучше уж без текста и в рулонах. Только надежнее будет.<BR>Месячные патенты -- наша беда. Каждый месяц нам могут их не продлить. Желательно иметь какой-то более длительный договор. И чтобы его не нарушали: то есть не возникали ситуации, когда аренда земли "пробита" до 2004 года, а разрешение на торговлю под эту аренду могут не дать. Мы со своими стендами (они весят до 350 кг, если с товаром) не в состоянии убежать и скрыться от проверки. Окоп, что ли, копать!<BR>Сейчас под ударом стоит около 20% рынка -- точки, которые находятся рядом с метро. Остальные наземные точки вообще локальные: магазины, торговые зоны. Они вообще не играют. Значит, просто не будет конкуренции, и то, что с таким трудом пробили себе журналисты -- 10% НДС, сейчас, считайте, будет 30%. От отпускной цены редакции цены прыгнут где-то в 2,5 раза. Сейчас они держатся на уровне 1,8-1,9. Читатель, который покупал две-три газеты, теперь купит "Панораму".<BR><BR>Ирина Потехина,<BR><B>и.о. председателя Комитета по печати и связям</B><BR>с общественностью:<BR>"Поскольку проблема уничтожения точек сегодня носит обвальный характер, то это для нашего комитета сейчас будет задача №1. Допустить снижения общего уровня тиражей мы не имеем права.<BR>Когда я была директором издательского дома газеты "Комсомольская правда" и "Петербург-Экспресс", мы расшибались в лепешку, чтобы разрешить эту ситуацию. Сейчас ничего принципиально нового не происходит, за исключением того, что раньше все это было раз в месяц или в квартал. До юбилейного 2003-го осталось меньше года, поэтому то, что районные администрации делали медленно и, может быть, более обдуманно, сейчас приобретает штрихи стихийного бедствия. Я неоднократно встречалась с главами администраций и очень хорошо знаю их позицию: "Нам велено убирать всю грязь -- приводить город в порядок; губернатор хочет, чтобы было красиво, и мы только исполняем его волю". Но исполнять можно по-разному. Конечно, все убрать и отчитаться, что задача выполнена, гораздо легче.<BR>Уже 1,5-2 года назад было ясно: грядет массовая замена старых точек на новые, и все приходили в ужас оттого, где мы возьмем такие деньги -- до $8-10 тысяч за киоск. Считали, что это самая большая беда. Оказалось -- нет. Рынок стабилизируется, деньги у операторов появились, и оказалось, что киоски ставить некуда. Мы к этому оказались не готовы.<BR>Действительно, существует распоряжение администрации, по которому нельзя закрывать без согласования с Комитетом по печати розничные торговые точки, которое нарушается сплошь и рядом. Главы администраций очень хорошо знают о существовании этого распоряжения и надеются, что в предпраздничной лихорадке о нем забудут. У них масса проблем -- надо город от сосулек чистить, а торговля прессой находится на 5-10-м месте. Но мы так не считаем. Горячие оперативные ситуации будем решать письмами Комитета по печати, которыми запрещаем трогать точки без согласования с нами. Старые точки все равно придется менять. С этим ничего не поделаешь. Но мы сейчас получили поддержку губернатора в том, что распространителям на замену ларька будет даваться вплоть до полугода. Оборудование надо заказать, изготовить. Два месяца -- это самый идеальный случай. Таких ситуаций, когда сегодня пришли и закрыли, мы не допустим. Будем сражаться.<BR>Но все равно проблема требует глобального решения. Мы уже начали работу над проектом распоряжения губернатора за создание единой адресной программы, в которую войдут и существующие, и перспективные точки. То есть если точка включена в единую адресную программу, никто не может ее тронуть без ведома города.<BR>Самое главное -- единые правила игры, которые не будут диктовать районы: они будут исполнять то, что им предписано. Я думаю, что у нас на это уйдет несколько месяцев".<BR><BR>Дмитрий Милославский, директор ООО "Вектор-М":<BR>"По нашему опыту общения с районными администрациями -- а мы на рынке давно -- могу сказать, что люди там сидят вменяемые. Это точно. Но, чтобы не было спонтанных действий, с ними надо общаться, доказывать свою правоту. Более того, правильнее было бы демонополизировать розничное распространение на разных площадках. Чтобы на разных площадках работало от двух до пяти разных предприятий.<BR>Мы не видим стремления ликвидировать полностью наш бизнес. У нас, наверное, претензии только к технологии. Не надо общаться с нами в милицейском стиле: пришел, арестовал, увез. Договора на размещение торговых точек должны быть какие-то длительные -- не на месяц, как сейчас. Кроме того, в письменной форме должны фиксироваться взаимные обязательства -- вплоть до конкретного вида торговли, точного количества торговых точек, детального плана их размещения в торговых зонах. И с четко прописанным порядком предъявления претензий. Чтобы это делалось в определенные сроки, например раз в полгода или раз в квартал. И у предприятия было бы время чисто физически отреагировать -- чтобы заменить оборудование либо его элементы, нужно время. Если точка совершенно внезапно снимается, то лишь прямые убытки, и все".<BR><BR>Марина Баранова,<BR>исполнительный директор ассоциации "Балтийская пресса":<BR>"Речь не идет о тех случаях, когда торговое место не может быть размещено из-за пожарной службы или СЭС. Даже когда эти службы не высказывают никаких сомнений при размещении той или иной точки, со стороны многих районных администраций следуют отказы.<BR>Сейчас в городе нет единых централизованных правил. И даже документооборот, даже требования по срокам оформления документов в каждой районной администрации разные. Это, в принципе, ненормальная ситуация, поскольку большинство операторов работают в городе, а не в конкретном районе. Значит, им приходится иметь несколько вариантов оформленных документов. В результате значительная часть издержек спровоцирована совершенно необъективными нерыночными условиями. Затраты на содержание большого аппарата удорожат продукцию".<BR><BR>Руслан Григорьев,<BR><B>генеральный директор</B><BR>ОАО "Роспечать":<BR>"Существует патент -- разрешение на право торговли. Распоряжением губернатора в 1997 году они были отменены. После чего появилась некая замена, суррогат -- разрешение на установку объекта. Чиновники администрации из совсем другого документа решили сделать рычаг давления на торговые точки.<BR>Фактически, получив кусок земли в аренду, я со всеми согласованиями прихожу в администрацию, они мне выдают разрешение на установку объекта -- конкретного киоска. Я ставлю киоск. Срок действия разрешения -- месяц. По идее, через месяц я должен киоск убрать. Я прихожу в администрацию с теми же самыми документами, мне опять дают на месяц. Это маразм.<BR>Лавинообразного закрытия киосков у нас нет, но одну-две точки в каждом районе мы с какой-то периодичностью теряем. По техническим причинам -- строительство дома и др. Причем с обещанием предоставить другое место. Все, как правило, заканчивается устными обещаниями, то есть практически ничем... И Приморский район, и Петроградский, и Центральный.<BR>Были обращения Комитета по печати к главам районов: такое впечатление, что директивного подтекста они не имеют. Да, сделать надо, глава администрации кивает головой, и в итоге... нет обратной связи.<BR>Сейчас, когда конкретная ситуация возникает, я готов идти в прокуратуру с жалобами на неисполнение распоряжения губернатора. Этого еще не происходило. Поссориться можно, а жить нам долго, а точка в каждом районе -- не одна, а 10-20, поэтому всегда приходится балансировать на грани: начинать активные действия или договориться.<BR>Но к 2003 году я надеюсь, что точек у нас станет больше. Где-то мы теряем -- центр сжимается постоянно, но где-то, может быть в спальных районах, количество точек должно увеличиться. К тому же существуют торговые центры, универсамы, где не нужно практически никаких разрешений от администраций районов".<BR><BR>Юрий Макарский,<BR>заместитель председателя Комитета по печати и связям с общественностью:<BR>"Для тех точек, которые находятся под землей, произошло снижение списка ассортимента, для тех, кто над землей, наоборот, -- расширение.<BR>Все время задают вопрос: почему? Ни для кого не секрет, что точки, находящиеся вдали от метро, в гораздо худшем положении, чем те, что в метро, которые имеют гарантированную "погоду", гарантированное "освещение" и гарантированного покупателя. Кроме того, как в распоряжении губернатора было указано, что существует и политический момент -- борьба с терроризмом. Широкий сопутствующий ассортимент приводит к злоупотреблениям, в частности это касается распространения мягких игрушек, которые могут быть и 10 см высотой, и 40 см. Критерия никакого не существует, любой распространитель может трактовать термин "мягкая игрушка" как хочет, за счет этого меры безопасности страдают.<BR>Теперь же распространители на улице получили дополнительную возможность привлечения покупателя. Особенно в летний период: они получили возможность торговать минеральной водой, прохладительными напитками, при соблюдении соответствующих условий хранения.<BR><BR>Олег Пошибайлов:<BR>"Мы готовы менять оборудование, но нам не на что менять. Было обещано, что после конкурса киосков пройдет конкурс нестационарного оборудования. Где он? А сейчас используется оборудование, "подписанное" на Игры Доброй Воли 1994 года. Понятно, что оно морально устарело. Мы "шлепаем" эти несчастные стенды, каждые 2-3 года меняем, каждые полгода меняем зонты, чехлы, этими зонтами убивает бабушек, мы их привязываем, как паруса на парусниках, -- это полная беда.<BR>Если бы Комитет по печати поймал нам какого-нибудь человека, который бы дал нам окончательную бумагу, фактическую бумагу, что вот то самое оборудование -- официальное оборудование города и оно зарегистрировано до такого-то года, чтобы ни один Швондер никогда не смог придраться".<BR><BR>Ирина Потехина:<BR>"Что касается сокращения ассортимента в метро -- мы с этим вряд ли что сможем поделать. Антитеррористические меры идут по всему миру: на иностранные рейсы в Англии сажают уже без обуви -- ботинки снимать заставляют, что тут говорить.<BR>Наверное, не для печати: у меня трудный был вчера разговор с губернатором по этому поводу. Город вообще бы хотел избавиться от торговли в метро. Но вы понимаете, что это абсолютно невозможно. Почти треть всей прессы проходит здесь.<BR>Но то, что ассортимент сопутствующих товаров в лучшем случае будет сохраняться, а может быть, в перспективе и сокращаться, это точно. Все будет идти к тому, чтобы минимизировать торговлю в метро. Мы сейчас боремся как можем. К примеру, в список сокращенных товаров по абсолютно бюрократической причине попали телефонные и Интернет-карты. Просто они оказались включены в длинный список "прочих" товаров, вместе с теми же игрушками. Очень тяжело отыгрывать назад. Но ситуация абсурдна -- если нельзя торговать телефонными картами, то почему можно газетами, которые в 5 раз больше, -- поэтому будем этим вопросом заниматься. Что касается крупных товаров, об этом лучше даже не мечтать".<BR>