00:0014 января 200200:00
10просмотров
00:0014 января 2002
Руди Дорнбуш: "Теоретически Еврозона -- единый рынок, однако на практике все по-другому"
<BR><BR>Руди Дорнбуш: "Теоретически Еврозона -- единый рынок, однако на практике все по-другому"<BR>Появление наличного евро -- самая обсуждаемая тема нового сезона. Среди прочих -- желанных -- последствий физического рождения единой валюты есть и такие, как явная разница в розничных ценах между различными странами Европейского экономического и валютного союза (ЭВС).<BR>И вызванные этим обстоятельством затруднения, требующие уравнять эти цены. Аргумент, приводимый в пользу последнего, прост: в условиях, когда национальная валюта в странах ЭВС устранена и все цены приводятся в евро, как может один и тот же автомобиль или, скажем, батон хлеба иметь разные цены по разные стороны границы? Соблазн покупать там, где цены ниже, и продавать или, по крайней мере, не покупать там, где цены выше, будет огромен.<BR><BR><B>Без перемен</B><BR>Однако такой аргумент представляется наивным, поскольку не надо быть гением, чтобы сравнить цену на автомобиль в Германии с ценой на аналогичный автомобиль во Франции. Все люди делают подобные подсчеты при выборе места отдыха за границей, так почему бы им не делать то же самое и при приобретении других товаров и услуг? Люди не так глупы или ленивы, как думают политики и бюрократы. Интересный вопрос заключается в том, в какой степени различия в ценах вызваны явным невежеством и инертностью и в какой степени мы обязаны этим обстоятельством факторам, которые едва ли изменятся с появлением евро?<BR>Начнем с данных по розничным ценам. Швейцарская банковская группа UBS приводит стоимость стандартной корзины из 111 товаров и услуг в крупных городах мира. За ориентир для сравнения была принята Германия. Совершенно очевидно, что существует огромная разница в ценах: так, например, если бы жители Финляндии могли делать покупки в Испании, их покупательная способность увеличилась бы на 50%! Поэтому, если бы уравнивание цен таки произошло, это бы сильно порадовало жителей богатых стран, тогда как в более бедных странах людям пришлось бы платить бешеные деньги за обычные товары и услуги. Но этого не случится, и разница в уровне цен сильно не изменится, несмотря на введение евро.<BR>Проведенное UBS исследование показывает, что цены во Франкфурте на 8% выше, чем в Берлине. Из сравнения цен в аналогичной единой валютной зоне -- США -- видно, что цены в Хьюстоне на 26% ниже, чем в Нью-Йорке, и немного ниже, чем в Лос-Анджелесе. И эти различия имеют очень большое значение, так как они показывают, что просто на основе наличия общей валюты уравнивания цен не происходит.<BR><BR><B>Три фактора</B><BR>Так что же стоит за устойчивыми различиями в ценах внутри страны и между отдельными государствами?<BR>Во-первых, практика подрыва свободной конкуренции. В принципе, свободная торговля конечно же существует, однако она часто сталкивается с серьезными затруднениями и препятствиями как на границе, так и внутри страны. Так, например, в США запрещено переправлять частным образом вино из Калифорнии в Массачусетс, потому что оптовые торговцы вином в Массачусетсе добились установления федерального закона, защищающего их огромные прибыли. То, что было бы легкой операцией при использовании Internet и служб доставки, пресекается в корне торговыми организациями и производителями, которым удается убеждать законодателей и бюрократов в необходимости защищать их монопольные ренты. Монополистическая антиконкурентная практика в Европе цветет пышным цветом. Поэтому, если намерения Евросоюза по созданию единого рынка серьезны, для достижения этой цели еще предстоит огромная работа.<BR>Второй фактор, влияющий на цены, -- различия в конкуренции и размерах рынка. Чем меньше рынок, тем меньше число оптовых торговых фирм, деятельность которых на этом рынке приносит доход. Но чем меньше количество торговых фирм, тем меньше конкуренция на рынке. В результате прибыль становится больше, а цены выше. Часто конкуренцию ограничивают положения, разбивающие рынки. Однако иногда причиной служит просто невыгодность проведения операции, например, по доставке по утрам круассанов из Бельгии.<BR>И, наконец, третий важный фактор -- розничные цены. Ключевой пункт здесь заключается в том, что розничная цена включает в себя не только стоимость товара, но и издержки торговых предприятий, такие, как заработная плата персонала, арендная плата, реклама и т.д. Так, например, между Финляндией и Португалией нет больших различий в производительности труда, однако разница в оплате труда огромна, и, следовательно, более низкие розничные цены надо ожидать в менее богатых городах и странах и наоборот. Сравнение Нью-Йорка с Хьюстоном -- хороший пример такого соотношения, равно как и сравнение Франции с Грецией. И то, что касается оплаты труда, распространяется и на другие издержки сбыта продукции. Теоретически Еврозона образует единый рынок, однако на практике все происходит совсем по-другому. У американцев есть хорошее изречение: "Вся политика носит локальный характер". То же самое можно сказать и о ценах. В результате исследования стоимости стрижки пуделя на территории Большого Бостона была обнаружена более чем 100%-ная разница в ценах. Нечто удивительное? Конечно же нет. Стрижка и уход за домашними любимцами стоит дорого в богатых районах Бостона и дешево в его бедных районах.<BR>В результате можно сделать вывод, что расхождения в ценах как были, так и останутся, и евро здесь мало что сможет изменить. Но и когда все закончится, цены в Европе будут выглядеть так же, как сегодня в США, где большие различия продолжают существовать и по прошествии целого века после введения общей валюты и свободной торговли между штатами.<BR>Руди Дорнбуш,<BR><B>профессор экономики Массачусетского
</B><BR><B>института технологий</B><BR>Авторское право:<BR>Project Syndicate