00:0014 января 200200:00
18просмотров
00:0014 января 2002
Стенания руководителей относительно безынициативности работников нередко заглушают их смутные подозрения в собственной управленческой некомпетентности.
<BR><BR>Стенания руководителей относительно безынициативности работников нередко заглушают их смутные подозрения в собственной управленческой некомпетентности.<BR>Руководители, говоря о безынициативности сотрудников, чаще всего ограничиваются следующими высказываниями: "С каждым вопросом бегают ко мне. Нельзя ничего поручить, чтобы сделали самостоятельно. Обо всем говорить надо".<BR>Такое восприятие поведения работников является прекрасной иллюстрацией хорошо изученной в социальной психологии общечеловеческой тенденции -- преувеличивать значение личностных факторов, а не ситуативных. Попросту говоря, люди склонны объяснять поступки человека особенностями его личности, не учитывая, что человеческое поведение в большей степени зависит от ситуационных факторов. А в действительности зачастую человек не проявляет инициативы не потому, что он безынициативный, а потому, что ситуация вокруг него подкрепляет его пассивность.<BR><BR><B>Деятели и наблюдатели</B><BR>Суждения руководителей о безынициативности работников иллюстрируют еще одну хорошо исследованную в социальной психологии тенденциозность -- тенденциозность деятеля-наблюдателя. Она выражается в том, что люди, совершающие те или иные действия, стремятся приписать их влиянию ситуативных факторов, в то время как наблюдатели стремятся приписать те же действия устойчивым личностным диспозициям деятелей. Наблюдатель-руководитель: "Почему он плохо работает? Он безынициативен". Деятель-работник: "А почему же я не сделал это? У меня просто не было времени".
<BR>Установление факта ошибочности суждений руководителей относительно поведения сотрудников не снимает самой "проблемы" -- разочарования руководителей результативностью сотрудников.<BR>Руководители ожидают от работников предприимчивости, новых идей, самостоятельности и т.д. Проявить эти замечательные качества возможно только тогда, когда руководитель создает условия для их проявления, когда корпоративная культура является дополнительным стимулом для их развития.<BR><BR><B>Загадка видения</B><BR>Во многих компаниях видение ее будущего является тайной для большинства сотрудников компании, а зачастую и для собственников, и для руководителей. Не то чтобы собственники и руководители совсем не знают, чего они хотят достичь в ближайшие годы, но сплошь и рядом их представления об этом настолько аморфны, что ограничиваются исключительно пожеланиями увеличения прибыли. Возможно, такие пожелания и могли бы стать стимулами для проявления инициативы сотрудников, если бы были выражены в виде реалистичных, измеримых, конкретных, ограниченных определенным временем целях. Но это довольно редкая ситуация.<BR>В тех уникальных случаях, когда видение, цели и задачи сформулированы, руководители часто не используют их в качестве инструмента управления, а, словно наседки, прячут в укромные уголки рабочих столов и компьютеров, не знакомя с ними своих сотрудников или знакомя лишь однократно и поверхностно.<BR>В процессе проведения сессии организационного развития в компании создан корпоративный кодекс, в котором детально прописаны видение, цели, ценности и другие важные параметры корпоративного поведения. По нашей просьбе президент компании предпринял попытку разыскать этот важный документ. И только после довольно продолжительного времени поиск завершился успехом. Сотрудники компании знали о том, что такой документ существует, но так же, как и президент, не использовали его как основание для планирования и регуляции своего поведения.<BR>