00:0024 декабря 200100:00
12просмотров
00:0024 декабря 2001
До самого любимого корпоративного праздника осталось всего ничего. Автор статьи Андрей Ульяновский, руководитель Высшей школы рекламы & PR СПбГУП, уверяет, что допускать женщину к организации Нового года нельзя ни в коем случае.
<BR><BR>До самого любимого корпоративного праздника осталось всего ничего. Автор статьи Андрей Ульяновский, руководитель Высшей школы рекламы & PR СПбГУП, уверяет, что допускать женщину к организации Нового года нельзя ни в коем случае.<BR>Культурологами и антропологами давно подмечено, что женское поведение отличается культурально и биологичеки заданным постоянством.<BR>Во-первых, женщины гораздо более многозначны в общении, чем мужчины. Речь -- излюбленная стихия женщины, и переспорить среднестатистическую женщину среднестатистический мужчина просто не в состоянии. Во-вторых, женщины более мужчин социально ориентированы -- зависят от оценок окружающих и склонны с этим мнением считаться.<BR>Второй пункт основывается на пункте третьем: хорошая реализация логики речи проистекает из хорошего развития у женщины левополушарного мышления. Именно левое полушарие ответственно за лингвистическую практику, а так как окружающий мир у каждого человека структурирован подобно его говорению, несет в себе неизгладимый отпечаток грамматических структур речи, то, следовательно, женщины более мужчин приспособлены жить в окружающей среде, подчиняющейся системе правил. Последнее на языке HR-менеджера попросту означает ориентацию женщины на соблюдение нормы.<BR>Биологическая роль женщины вносит свою лепту в четвертую и пятую особенности: активность женщины в речевом общении отражается пассивностью в групповом (читай -- стайном) поведении и в высокой природной осмотрительностью женщин, неразрывно связанной с повышенной биологической надежности женского организма.<BR><B>Свойства</B><BR><B>настоящего мужчины</B><BR>Мужчина -- это совсем не женщина (чтобы согласиться с этой нетривиальной идеей, совсем не обязательно быть почитателем голливудского кинематографа).<BR>Во-первых, мужчины склонны выражать простые, базовые идеи и отношения. Во-вторых, мужчины ориентированы на формы общения, передающие базовые отношения. Кстати, если для женщины отдохнуть за разговором -- значит мило поболтать, то для мужчины отдых -- это общение, диалог в более широком спектре проявлений, чем формальная передача оценочной информации -- болтовня.<BR>В-третьих, у мужчин более развито активное, творчески-образное мышление, функции которого укоренены в правом полушарии головного мозга.<BR>Биологическая роль мужчин диктует их пятую и шестую особенности -- склонность к активности в делах и заложенную природой склонность к спонтанности поведения и риску.<BR><B>Пол праздника</B><BR>Вышеприведенные соображения непосредственно проявляются во время планирования и реализации внутрикорпоративного праздника.<BR>Само видение праздника, ожидания от него связаны с полом проектировщика.<BR>Женское видение праздника, которое ляжет в основу сценария, будет следующим:<BR>1. Чтобы все было аккуратно и чистенько, мимолетно.<BR>2. Чтобы можно было много поговорить в уютной обстановке.<BR>3. Чтобы кто-то сторонний привносил веселье, а все радовались.<BR>4. Чтобы общение было легкое, на уровне социального этикетного общения, а игры -- очаровательными и веселыми (все прыгают как зайчики, а "главбух -- поет" [Ю. Костенко, "ДП-Персонал" №10]). В наиболее дерзком женском празднике эмоциональный акцент может быть сделан на наслаждение от легкого нарушения социальной нормы: "а у нас в прошлом году директор был в составе живой скульптуры" [там же].<BR>Перечисленные четыре позиции, по сути дела, задают и предметную среду/оформление, и сценарии, и даже меню с напитками. Меню женского праздника будет тяготеть к легким закускам, фруктам, мягким винам, соку и сладостям.<BR>Водораздел между женским и мужским видением праздника существует и в вопросе алкоголя. Тяготение мужского праздника к крепкому алкоголю, а женского -- к легким винам и ликерам весьма не случайно.<BR>The Bаttle for<BR>the mind<BR>В каждое время цивилизация, культура имеют свои трансостимуляторы, употребление которых связывается с преимущественно мужскими ролями, а в архаических обществах -- с тайными мужскими союзами, ритуальными инициациями (листья коки, пейот, марихуана, псилоцибиновые грибки, водка, виски, чача, и т.д. и т.п.).<BR>Свое отношение к подобным препаратам то или иное общество вырабатывало по критерию времени десоциализации личности при регулярном употреблении того или иного вещества. Крепкий алкоголь, похоже, принадлежит к социально приемлемым на границе дозволенного современным обществом. Действие алкоголя в малых дозах ведет к стимулированию образного мышления. По мере увеличения дозы алкоголя сначала активизируется, а потом резко нарушается работа центров речи в мозгу потребителя алкоголя, угнетается рационально-логическое мышление, блокируются социальные табу, запреты, нормы, активизируются вытесненные инстинкты. Именно из-за нарастания нарушений контролирующей, нормативной, речевой стороны личности алкоголь оказывает на женщин гораздо более сильное и заметное разрушающее психику воздействие, чем на мужчин.<BR>За крепким алкоголем в женских кругах закрепилась обоснованная и чрезвычайно дурная социальная репутация (разрушение семей, женское горе, ненормативное поведение мужчин по отношению к женщинам под воздействием больших доз алкоголя и т.п.).<BR>Именно поэтому при проектировании праздника по-женски никогда не будет мира по отношению к крепкому алкоголю! И -- прямо противоположное к нему отношение со стороны мужчин.<BR><B>Веселие на Руси</B><BR><B>есть пити</B><BR>Именно упорядоченное и коллективное повышение концентрации алкоголя в крови является в России массовым социальным механизмом снятия подавленных и вытесненных идей, а также иных накапливающихся деструктурирующих воздействий. Механизмом быстрым, социально полезным, но -- весьма жестоким по отношению к телу работника. Так как срок существования тела намного превышает среднее время работы в одной фирме, активной службы обществу, социальная терапия крепким алкоголем всегда была эффективна в России. Сказывается тут и приоритет коллективного над индивидуальным в национальном сознании.<BR>Процент новых индивидуалистов с прагматичным отношением к личному здоровью в нашем обществе растет чрезвычайно медленно и на настоящий момент не превышает 1-3% от населения России (перерасчет на основе репрезентативного исследования "Cтиль жизни среднего класса", 2000 г., предпринятого журналом "Эксперт" и компанией "Комкон"). В этом плане никак нельзя согласиться с выводами, что "во многих компаниях корпоративный праздник равен корпоративной пьянке, что равняет рекламное воздействие этого праздника на персонал компании нулю" [там же]. С точки зрения целостности и адаптации фирмы лучше "корпоративная пьянка", чем праздник, организованный по-женски.<BR><B>В чем дело</B><BR>1. Праздник, проведенный на рационально-осознанной основе, приводит лишь к поверхностным эффектам воздействия на персонал. Стерильный милый праздник не дает HR-менеджеру ни одного шанса добраться до регуляторов психологически защищенных механизмов коллективной интеграции поведения на биологическом уровне.<BR>2. Российская культура основана на интуитивном порыве и эмоции. Деятелем, героическим образцом в ней является мужчина. Праздники традиционно поддерживают активность и удаль (красная рубаха как символ российского праздника).<BR>3. Праздник в России предполагает обильную еду и питье, дающих возможность адаптироваться к суровым погодным условиям и разрядиться в условиях традиционной личной несвободы и неопределенности. Кстати, в современных коммерческих организациях уровень социальной защищенности среднего работника по сравнению с советским временем заметно снизился, а суммарный уровень неопределенности для персонала возрос в несколько раз. Поэтому лучше ориентироваться на применение праздников, спроектированных мужчинами.<BR><B>Праздник по-мужски</B><BR>Мужской праздник характеризуется следующими основными приметами:<BR>-- Выразительная, мощная, оригинальная эстетическая среда праздника -- сам праздничный дизайн помещений должен внушать мысль о наступлении особенного, небудничного времени.<BR>-- Должна быть заложена возможность проявить активность в социально-приемлемых формах. Это может быть и перфоманс(ы).<BR>-- Сам уровень социальной приемлемости должен меняться от начала к концу праздника уже на стадии его сценария. (Равняться на прозападные выхолощенные корпоративные праздники для HR-менеджера в 2002 году уже непрофессионально.)<BR>-- Праздник должен включать возможности для задушевного межличностного общения.<BR>-- Мужской праздник будет тяготеть к мясным блюдам, салату оливье, селедке под шубой, крепкому спиртному, лимонадам, пиву. Фуршеты сомнительны.<BR><B>Мир доброй сказки</B><BR>Так как в головах современных россиян творится невообразимый компот восточных и западных традиций, то смыслообразующим элементом празднования Нового года -- 2002-го имеет смысл избрать семантику Лошади.<BR>Семантика лошади позволяет органично выстроить сквозную идею праздника -- для фирм побогаче это может быть бешеная ночная скачка на тройках, коллективная роспись гуашью приглашенных натурщиц под пегих, в яблоках и каурых.<BR>А так -- перфомансы в форме активных действий ногами: бег, прыжки. Каждому сотруднику -- колокольчики и бубенцы в качестве общей идентификации. Начальники отделов продаж, маркетинга и рекламы изображают тройку, а коммерческий директор -- Дед Мороз -- скачет на ней.<BR>Кроме того, не упустите из вида:<BR>конкурс на художественное ржанье,<BR>выпивание лимонада из литрового ведерка на время,<BR>параллель триколор -- тройка,<BR>построение снежной скульптуры лошади во дворе фирмы (если там не выгуливают собачек).<BR>Проигравшим в конкурсах можно приклеивать на ладони подковы из фольги (клеем "Момент").<BR>Уже ближе к концу праздника будет весьма кстати коллективная скульптура-перфоманс "Троянский Новогодний конь на склад конкурента", десерт под названием "лошадиные яблоки" (шарики крем-брюле или шоколадного мороженого с абрикосовым джемом). Напоследок не забудьте расписать акварелью (!!!) под деревянные сани BMW генерального директора (колокольчики можно клеить при помощи скотча).<BR>И -- решительный выбор в пользу мужского видения праздника.<BR>Да здравствует Дед Мороз, и счастливого Нового года!