С чего начинается дорога в театр

Кукольный театр похож на страну Лилипутию. Каждый малыш чувствует себя здесь великаном. Во взрослом мире все выше и главнее. А здесь на сцену выходят маленькие человечки, кошечки и собачки. На них можно смотреть свысока, покровительственно, с полным ощуще

<BR><BR>Кукольный театр похож на страну Лилипутию. Каждый малыш чувствует себя здесь великаном. Во взрослом мире все выше и главнее. А здесь на сцену выходят маленькие человечки, кошечки и собачки. На них можно смотреть свысока, покровительственно, с полным ощущением собственной значимости. В драматическом театре другие плюсы и минусы. Там пожилые тетеньки притворяются твоими сверстниками. Так почему бы не пострелять в них из рогатки? Ты же не можешь, как Станиславский, закричать: "Не верю!" -- хотя именно эта реакция -- единственно верная.<BR>Считается, что время ТЮЗов миновало. Но откуда-то должна начинаться дорога в театр? Хорошо, если малыш способен вынести пытку "Щелкунчиком" или "Спящей красавицей". Но чаще он на 15-й минуте, устав разглядывать ложи и люстру, поднимает такой рев, что приходится срочно покидать зал, а потом еще и долго замаливать грехи, угощая чадо мороженым и катая на лошадках.<BR>Идеально подходит для первого знакомства с правилами поведения во взрослом театре какая-нибудь любимая сказка. Вроде "Карлсона" или "Золушки". Обе хоть и нечасто идут, но в репертуаре присутствуют в качестве почетных долгожителей. Карлсон прилетел в Театр Ленсовета более 30 лет назад, а "Золушка" впервые вышла на сцену Малого драматического театра 20 лет назад, но действуют на юную публику неотразимо. Лия Кузьмина (Золушка), Сергей Власов (Принц) и Сергей Бехтерев (Король) получают после спектакля не только традиционные букеты. Дети делятся с героями, в которых моментально влюбляются, что называется, последним. Дарят конфеты, игрушки, жвачку, хлопушки. Такое общение не забывается. Дети ведь поначалу не готовы к роли простого созерцателя, им надо участвовать, помогать хорошим персонажам и ставить подножки злодеям.<BR>Не готовы они и к полной "вырубке" света, какая практикуется во взрослых театрах. Сразу же начинают топать, хлопать, орать и свистеть. Опытный режиссер никогда не погасит свет, прежде чем на сцене начнется действие. И когда в Театре марионеток им. Евг. Деммени на утреннике "Гулливер в стране лилипутов" перед началом на миг погас свет, я обмерла, ожидая, что дети сейчас разбушуются. Зрители успели только пискнуть, как свет вновь зажегся и начался спектакль. Тут уже ребятам было не до свиста.<BR>На сцене не было обычной ширмы, за которой прячутся артисты-кукловоды. Два взрослых дяди сидели в ярко освещенном прямоугольнике сценического пространства и чокались большими кружками. Это Гулливер -- Константин Комаров и его приятель Симпсон -- Ричард Богуцкий отмечали возвращение первого из путешествия.<BR>"Живой план" на кукольной сцене вообще-то вещь привычная. Кризис в этом жанре и начался тогда, когда артистам надоело скрываться за ширмой. Они вырвались на сцену, а кукол забросили. Те обиделись и перестали фонтанировать новыми идеями, как это было лет 20 назад. В те годы драматический театр учился у кукольного. Сегодня учиться практически нечему.<BR><BR><B>Настоящий великан</B><BR>Однако спектакль "Гулливер в стране лилипутов" -- случай особенный. Поставлен он Евгением Деммени в 1936 году. Именно тогда на кукольной сцене впервые появился живой человек -- Гулливер -- рядом с крошечными марионетками. А сейчас театр лишь почтительно воссоздал драматургию, декорации, кукол, музыку. Выяснилось, что они ничуть не устарели. Словно на цветном киноэкране возникают яркие картинки, сами по себе достойные аплодисментов. Но ребята впервые засмеялись, как только Гулливер вытащил из шкатулки живых (кукольных, конечно, но бойких и веселых) овечек. Их танец так понравился зрителям, что дальше их, как говорится, можно было брать голыми руками.<BR>А когда в следующей сцене Гулливер оказался уже в стране лилипутов и те карабкались по нему, как по настоящему великану, восторгу детей уже не было предела.<BR>На главную роль Театр марионеток пригласил артиста, который прежде никогда в кукольном театре не выступал. Константин Комаров много играл в Театре им. Комиссаржевской, снимался в кино, участвовал даже в эротическом шоу, поставленном балетмейстером Эдвальдом Смирновым. Может быть, именно прекрасные пластические данные и помогли ему дебютировать на кукольной сцене. Ему не надо притворяться большим, он с трудом помещается во дворце короля, а когда поднимается в полный рост, то публике виден только по колено. Со своими кукольными партнерами он общается легко и естественно, как с живыми людьми. Оттого и история, которую рассказывает театр, воспринимается без натуги.<BR>И дети без стонов и воплей смотрят большую, полнометражную, трехактную постановку. Конечно, каждый акт длится всего полчаса (такова специфика детского спектакля), но никто не скучает во время действия и в финале не летит опрометью в гардероб.<BR>Каждый персонаж здесь по-своему хорош: не только кукла, но и голос сразу запоминались. Помнится, в спектаклях Резо Габриадзе марионеток озвучивали знаменитые грузинские актеры. "Путешествию Гулливера" это не нужно, потому что у артистов Театра марионеток с голосами нет проблем.<BR>...Обычно старые куклы хранятся в шкафах или, в лучшем случае, смотрят на новые поколения зрителей из музейных витрин.<BR>Тем, кто пережил второе рождение, повезло. Как повезло и публике. Она не просто заглянула в историю театра, но получила в подарок живой, веселый и умный спектакль. Как и его ровесница, диснеевская "Белоснежка", он не выглядит раритетом.<BR><BR>P.S. К сожалению, спектакль, о котором я рассказала, стал последним в жизни Ричарда Богуцкого, кыоторого тысячи питерских телезрителей помнят прежде всего как телевизионного Хоху. Две недели назад Театр марионеток простился с актером.