00:0019 декабря 200100:00
27просмотров
00:0019 декабря 2001
Александр Платунов, начальник отдела театрально-концертной работы и художественного образования Комитета по культуре администрации Петербурга:
<BR><BR>Александр Платунов, начальник отдела театрально-концертной работы и художественного образования Комитета по культуре администрации Петербурга:<BR><BR>"Компьютеризация касс дает возможность оперативно работать с билетным хозяйством, то есть вносить изменения в цену, название спектакля, следить за продажами. Недостатков сети я практически не вижу. Многие противники говорят об аромате театрального билета, который якобы будет утерян. Но ведь все должно меняться; в конце концов, вслед за берестяными грамотами пришла бумага.<BR>Нельзя сказать, что процесс запуска системы притормозился, сейчас идет согласование всех вопросов с театрами. Театры -- самостоятельные учреждения, каждый ведет собственную политику продажи билетов, поэтому дирекции придется с каждым руководителем театра договариваться на взаимовыгодных условиях. Комитет не может вмешиваться в хозяйственную или творческую деятельность театров или дирекции. Мы провели несколько совещаний с директорами театров и руководством ДТЗК. При Союзе театральных деятелей создана согласительная комиссия, уже возникли варианты решения проблем. Первый -- внесение изменений в регулирующие продажу билетов инструкции. Если запустить сеть сегодня, когда театры не оснащены всем необходимым оборудованием, сразу возникнет проблема, что на один и тот же спектакль будет два билета: бумажный в театре и виртуальный, который продает дирекция. Одновременного существования двух видов билетов в инструкциях Минкультуры и Минфина не предусматривается. Можно пойти по пути изменения инструкций. Эта работа по согласованию новых документов во всех инстанциях должна лечь на дирекцию.<BR>Второй путь -- это оснащение всех театров компьютерами, а впоследствии и каналами связи, чтобы и они продавали билеты в виртуальном виде. Сейчас над согласованием этих возможностей мы работаем.<BR>Я считаю, что лучший путь -- это оснащение театров. Этот путь, может быть, сложнее, затратнее, но зато он обеспечивает ситуацию на 10 лет вперед.<BR>Пока федеральные и областные театры, то есть те, которые не подчинены Комитету по культуре, не жаждут вступать в общую сеть. Может быть, это объясняется тем, что комитет вроде поддерживает систему и подведомственные театры не хотят с нами ссориться. Но когда речь идет об идее компьютеризации и о тех возможностях, которые возникнут, все -- за. Возникают проблемы, когда начинается обсуждение условий. Некоторые пункты предложенных ДТЗК договоров я тоже не понимаю. Ну, например, дирекция считает, что если из-за отмены спектакля или по некоторым другим причинам, не зависящим от нее, происходят возвраты билетов, то театры должны выплачивать штраф. В этом случае логично, если и ДТЗК будет платить штраф в случае низких продаж билетов.<BR>Удастся договориться о совместной форме работы -- хорошо. Не удастся -- ну, что же, я не исключаю, что рядом с компьютерными продажами кто-то в силу своей уникальности будет продавать бумажные билеты".<BR>Илья Черкасов, главный администратор Мариинского театра:<BR><BR>"Когда мы говорим о том, имеет ли единая компьютерная сеть положительное значение для города, всегда хочется уточнить: речь идет о конкретном проекте или о том, что хорошо бы иметь в городе сеть, связывающую театральные кассы. Так вот, общую сеть иметь, безусловно, хорошо, а то, как развивается данный проект, -- плохо.<BR>Во-первых, отсутствует прозрачность того программного продукта, который предлагается. До сих пор не произошло подробной и точной демонстрации, до сих пор мне неизвестно, кем и как это программное обеспечение сертифицировано. Есть моменты, которые хотелось бы прояснить, например вопросы, касающиеся безопасности, невозможности проникновения в бухгалтерию театра.<BR>Можно было бы получить ответы на эти вопросы, если бы этот проект вводился по самоочевидной схеме, которую и пытаются отстоять руководители многих городских театров. Дайте каждому театру программу, оборудование, и пусть они некоторое время играются этим. А потом уже объединяйте их. А сейчас, насколько я понимаю, предложение заключается в том, что городские театральные кассы имеют головной сервер, формируют билет, видят абсолютно все, что происходит в бухгалтерии каждого театра, в любой момент могут стукнуть по рукам: "Нам нужны эти билеты, а не те".<BR>Кроме того, введение системы оформлялось как приказ. Вставал начальник театрального отдела Комитета по культуре и говорил: "Это вопрос решенный, так будет, и точка". Так же вел себя поначалу и директор ДТЗК.<BR>Экономическая подоплека всей этой истории тоже достаточно странная. Откуда-то нашлись деньги, купили какие-то компьютеры, которые, кстати, мертвым грузом уже полгода стоят по кассам, заплатили за оснащение театральных касс коммуникациями, потратили полмиллиона долларов. Естественно, деньги надо возвращать. Инвестор должен заявить тот ресурс, с помощью которого они собираются их возвращать. Заявили: это некий общий агентский билет, все рекламное пространство которого полностью отходит к ДТЗК. Тем самым все городские театры и театры, которым предлагают вступить в систему, лишаются собственного ресурса. Ребята решили, что они сейчас быстренько отобьют проект, при этом совершенно забыв, на чьем, собственно, продукте они хотят его отбивать.<BR>Для Мариинского театра такой вариант вообще неприемлем ни под каким видом. Собственный билет для нас -- это традиции, имя. Мариинский театр не будет распылять свои имиджевые и рекламные ресурсы. У театра есть своя, устраивающая своей работоспособностью, локальная сеть, и в крайнем случае мы способны доработать этот продукт, с тем чтобы открыть удаленный доступ. Все эти проблемы порождают множество других, например уход крупных дилеров из ДТЗК. Насколько я понимаю, Ледовый дворец сейчас полностью или частично уходит из дирекции. А это, в принципе, сильный удар, в частности по городскому бюджету.<BR>Понимая общекультурное значение городских театральных касс, мы не уходим из ДТЗК. Но мы и не принимаем предлагаемых правил игры. Получается, правда, что дирекция вынуждена проповедовать двойные стандарты, что тоже не очень красиво. Все городские театры -- "равняйся, смирно", а билеты Мариинского будут продаваться в том виде, в каком они есть сейчас. Не надо забывать, что Мариинский театр дает дирекции, наверное, столько же денег, сколько все остальные городские театры вместе взятые".<BR>Сергей Панфилов, глава Дирекции театрально-зрелищных и спортивно-концертных касс:<BR><BR>"Когда меня нанимали на работу в дирекцию, передо мной поставили цель организовать компьютерную сеть. Сегодня я на 60% справился с этой задачей, система готова к работе.<BR>А дальнейшие проблемы с запуском сети, по-моему, должен решать Комитет по культуре. Я вообще немного не понимаю сложившуюся ситуацию. Комитет по культуре искал инвестора, 2 года ходили разговоры о том, что нужно автоматизировать продажу билетов. В администрацию обращалось масса организаций, все они хотели возврата денег. Цена вопроса $800 тысяч -- $1 млн. Замечательно, говорили в Комитете по культуре, но денег нет.<BR>И вот наконец нашелся инвестор, который был готов вложить деньги, не требуя от бюджета их возврата.<BR>Мы подготовили систему к запуску, и тут оказалось, что необходимо утвердить новые правила, регулирующие работу единой компьютерной системы продаж билетов.<BR>На сегодня юридическая поддержка Комитета по культуре ни в чем не выражается. Мы посылали в Комитет письмо и подготовленные нами положения и получили ответ, что Дирекция театральных касс должна утвердить эти положения в Министерстве по налогам и сборам, в Минфине, в местной налоговой инспекции самостоятельно. Я считаю, что утверждение положений и юридические согласования -- прерогатива Комитета по культуре.<BR>Есть небольшое сопротивление и со стороны театров. Например, инвестору предоставили эксклюзивное право на 3 года на использование обратной стороны билета.<BR>Театры считают это давлением сверху, они хотят согласовывать обратную сторону билета. По-моему, это нонсенс. У каждого ведь будет свое видение. А когда к сети присоединятся музеи, стадионы, с ними тоже придется согласовывать, тогда вообще неразбериха.<BR>Да, я понимаю, что у театров есть возражения по поводу того, что может возникнуть некоторая несогласованность со спонсорами. Если, например, у театра спонсор -- Комбинат имени Степана Разина, а на общем билете будет логотип "Балтики"; это может не очень понравиться. Но кто мешает печатать логотип "Степана Разина" на афишах?<BR>Кроме того, театры считают, что сначала инвестор должен оснастить все театры, а потом уже оборудовать городские кассы. Я настаиваю на втором варианте. Это технически проще и экономически более целесообразно. Тем не менее запускать единую систему продаж необходимо, я прогнозирую, что она поможет снизить количество возвратов билетов минимум в 2 раза. Сейчас ДТЗК возвращает театрам билеты в основном из-за того, что кассы и, соответственно, билеты физически находятся в разных концах города. Человек, если ему в кассе говорят, что билета у них нет, а есть в другой кассе в другом районе, скорее всего, откажется от покупки вовсе. На сегодня возврат билетов составляет 30-36%".<BR><BR><B>Театры и концертные залы</B><BR><BR><BR><B>Государственный Молодежный театр на Фонтанке</B><BR><B>Большой театр кукол</B><BR>Государственный театр "Мюзик-холл"<BR>Театр "Русская антреприза"<BR><B>им. Миронова</B><BR><B>Дворец культуры им. Горького</B><BR>БКЗ "Октябрьский"<BR>Государственный театр "Буфф"<BR><B>Академический театр им. Ленсовета</B><BR><B>Государственный детский театр</B><BR>"Зазеркалье"<BR><B>Государственный академический</B><BR><B>театр оперы и балета им. Мусоргского</B><BR>Альт. Сцена С*Танция (ДК 1-й Пятилетки)<BR>Государственный драматически театр "Приют Комедианта"<BR><BR>В апреле 2001 года городские власти объявили о начале программы по объединению театров, концертных залов и театральных касс в единую билетную компьютерную сеть. Техническая сторона проекта близка к завершению, однако выяснилось, что многие нюансы работы единой системы не устраивают тех, для кого и была создана сеть, -- театры. До сих пор не урегулированы некоторые юридические вопросы.<BR>Проект оценивался в $400 тысяч. Организатором стала Дирекция театрально-зрелищных и спортивно-концертных касс (ДТЗК), инвестором -- компания ООО "Аксиома", а поставщиком программного обеспечения -- ООО "СОФТ Механика" (см.N№67/01, www.dp.ru).<BR>Нынешняя система продажи билетов имеет массу недостатков. Театры предоставляют ДТЗК бумажные билеты на определенные места, дирекция распределяет их по своим кассам, таким образом, в каждой точке продажи в наличии билеты только на определенные места. Компьютерная сеть позволит приобретать любой билет на любой спектакль в любой кассе ДТЗК. Билеты единой формы будут распечатываться непосредственно в кассе.<BR>На сегодня в сеть уже объединены 32 кассы ДТЗК. В остальных 20 ведутся работы по установке оборудования и прокладке каналов связи. Кроме того, в 12 городских театров завезены компьютеры и установлено программное обеспечение. Еще в 19 театрах пока установлены только компьютеры. Когда заработает сеть -- по-прежнему неизвестно.<BR>