Будущее флота --в высоких технологиях

Сегодня, 6 декабря, в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова завершается Международная конференция "Военно-морской флот и судостроение в современных условиях".

<BR><BR>Сегодня, 6 декабря, в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова завершается Международная конференция "Военно-морской флот и судостроение в современных условиях".<BR>Специалисты военных НИИ предсказывают, что мировая потребность в количестве кораблей будет сокращаться. При этом возрастут требования к внедрению высоких технологий в судостроении.<BR>"Как показывает анализ тенденций изменения количественного состава мирового флота, в будущем он станет значительно меньшим, что подтверждается ежегодным сокращением темпов его строительства, -- сообщил начальник Первого ЦНИИ военного кораблестроения Министерства обороны РФ Игорь Захаров. -- При этом сокращение корабельного состава не повлияет на боевые возможности флотов, силы которых будут обеспечены более развитой инфраструктурой, а сами корабли -- ориентированы на использование высоких технологий".<BR><B>За фрегаты и корветы</B><BR>Сокращение мирового флота и повышенные требования к использованию высоких технологий косвенно обострят и конкуренцию среди судостроителей. По словам Игоря Захарова, в ближайшие годы основу надводного военного флота составят корабли второго ранга -- фрегаты. Россия намерена серийно строить также корветы (корабли третьго ранга) и приступить к созданию атомной подводной лодки 4-го поколения.<BR>В связи с этим в Петербурге наибольшие перспективы у ОАО "Балтийский завод". Для Военно-морских сил Индии "Балтийский" сейчас строит три фрегата проекта 11356.<BR>Однако создавался корабль для Индии как модификация российского фрегата (проект 1135), строительство которого исторически осваивал судостроительный завод "Северная верфь". В 1997 году предконтрактную подготовку к получению экспортного заказа индийских ВМС стоимостью $1 млрд оба завода вели одновременно.<BR>Генеральный директор ОАО "Балтийский завод" Олег Шуляковский считает, что у завода есть серьезные шансы продлить строительство серии фрегатов для Индии еще на три корабля. На заводе располагают информацией и о том, что в 2003 году начнется строительство фрегатов военного флота России. При этом Олег Шуляковский уточняет, что пока это только намерения и не утвержден даже облик нового фрегата.<BR>Начальник Первого ЦНИИ Минобороны Игорь Захаров говорит, что более точная информация о фрегатах будет в 2002 году.<BR>Формально на проектирование, а затем на строительство кораблей будет объявлен конкурс. Однако известно, что базовым проектом нового корабля будет все тот же разработанный в Северном ПКБ проект 1135.<BR>"Северная верфь" уже в этом месяце начинает строить малый надводный корабль -- корвет. Его проект (20380) выполнило ЦМКБ "Алмаз", а стоимость составляет около $50 млн.<BR>Экспортная перспектива верфи -- подписание контракта на строительство эсминцев проекта 956Э для Народно-освободительной армии Китая. Два таких корабля верфь уже построила китайцам в 1999-2000 годах. Стоимость двух миноносцев (корабли первого ранга) соизмерима со стоимостью трех фрегатов.<BR>По следам "Курска"<BR>Любой из судозаводов, способных строить большие и средние корабли, может получить заказ и на постройку спасательного судна, предназначенного для "спасания" экипажей аварийных подводных лодок.<BR>Как сообщил заместитель начальника Государственного НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Виктор Илюхин, в 2003 году должно завершиться проектирование, а в 2005 году -- строительство нового спасательного судна.<BR>Конкурс проектов, в котором победило ЦМКБ "Алмаз", как говорит Виктор Илюхин, состоялся в августе этого года. По его данным, России требуется не менее четырех новых спасательных судов, однако в бюджете пока есть средства только на их проектирование. До 2005 года на модернизацию старых и строительство новых плавсредств для спасания подводников предусмотрено несколько сотен миллионов рублей, что составляет половину финансирования, необходимого для реализации судостроительной программы.