00:0030 ноября 200100:00
24просмотров
00:0030 ноября 2001
На конкурсе мистификаторов они бы заняли первое место. То обещают поставить "Анну Каренину" -- прямо на Московском вокзале. То грозятся "Три сестры" воплотить с участием двух Наташ -- Пивоваровой и Фиссон и Марики Тамаш... Кое-какие розыгрыши даже поставл
<BR><BR>На конкурсе мистификаторов они бы заняли первое место. То обещают поставить "Анну Каренину" -- прямо на Московском вокзале. То грозятся "Три сестры" воплотить с участием двух Наташ -- Пивоваровой и Фиссон и Марики Тамаш... Кое-какие розыгрыши даже поставлены на поток, для чего создан отряд быстрого реагирования "Адреналин".<BR>Десять лет назад, когда еще не было ни "Золотых софитов", ни "Золотых масок", петербургские критики сами решали, какой спектакль лучший. И, помнится, равное количество голосов набрали "Бесы" в постановке Льва Додина и никому не известный "Комик-трест" со спектаклем "Чушь во фраке". Тогда это соседство казалось непостижимым: масштабное философское полотно знаменитого театра и дуэт никому не известных дебютантов.<BR>В нынешнем сезоне сюжет, похоже, повторяется. Вновь лидерами становятся додинская "Чайка" и "Белая история", сочиненная Вадимом Фиссоном и его маленькой труппой. Впрочем, дороги МДТ и "Комик-треста" не раз пересекались. Не только в родном городе, но и на европейских театральных фестивалях. Вот и сейчас "Белая история" отправляется в Новосибирск на Рождественский фестиваль, где до этого наш город представляли "Братья и сестры".<BR><BR><B>Маленькая, но гордая птичка</B><BR>Чем же так хорош этот коллектив, состоящий из режиссера Вадима Фиссона, актрисы Натальи Фиссон, ее партнеров -- Николая Кычёва и Игоря Сладкевича -- и группы единомышленников? Почему так ждет их спектаклей публика? Почему ломают двери не самого раскрученного зала, где ныне находится сцена "С'танция" -- на верхотуре бывшего ДК Первой пятилетки?<BR>Прежде всего потому, что театр совершенно оригинален. Не похож даже на "Лицедеев". Хотя Наташа Фиссон начинала именно в компании Славы Полунина. И до сих пор получает предложения от своих старых друзей из Англии и Канады. Однако у Фиссонов уже имеется опыт работы в одном из европейских цирков, и они знают, что такое звериный оскал капитализма. Там можно только деньги зарабатывать, а заниматься искусством -- дома. Что "Комик-трест" и делает, долго и тщательно работая над каждым спектаклем. Сейчас их в репертуаре театра три: "Нафталин", который играется в "Чаплин-клубе" и "Бродячей собаке", "Секонд-хэнд" и "Белая история". Сразу видно, что Вадим Фиссон учился у Товстоногова. Его театр -- маленькая, но гордая птичка. Самый академический из клоунских и самый шапитовый из психологических. Есть и труппа, и афиша, и репертуарная политика.<BR>Кстати, о птичках. Только что Вадим Фиссон удостоился приза "Золотой Пеликан" -- "за милосердие и душевную щедрость". Теперь у него на полочке эта птичка стоит рядом с "Золотым Остапом".<BR><BR><B>Все не как у людей</B><BR>Радует публику и немногословие "Комик-треста". Два-три междометия (типа "чух-пух" или "охо-хонюшки-хо-хо") и несколько фраз, обращенных непосредственно в зал, -- вот и весь текст. Артисты знают, что словам сегодня уже никто не верит. Гораздо современнее выглядит "распальцовка". И спокойно обходятся без слов, которые с лихвой заменяют пластика и музыка (из которой, кстати, давно пора саунд-трэк соорудить).<BR>В "Белой истории", которую авторы именуют "интерактивным шоу", зрителям предлагается выбрать один финал из двух. Можем, мол, сыграть конец трагический, а можем -- комический. Доверчивая публика голосует, а артисты делают вид, что ведут счет большим пальцам, поднятым вверх ("помиловать") и опущенным вниз ("казнить"). А поскольку голоса, как правило, делятся фифти-фифти, то добрые артисты играют оба финала. И оба на поверку оказываются шутовскими.<BR>"Белая история" -- это рыцарский роман, рассказанный троицей клоунов. То ли Шекспир, то ли Вальтер Скотт -- и борьба за власть королевы с инфантой, и интриги, и любовные истории, и козни слуг. Но каждый раз в самом неожиданном месте мы натыкаемся на клоунаду, на целую цепочку "гэгов".<BR>Тяжелые с виду рыцарские доспехи обнаруживают свою пенопластовую природу. Пластиковый меч превращается в лазерное оружие. А глас Божий отождествляется с движениями компьютерной "мыши"...<BR>Даже классические клоунские амплуа в этом театре подвергаются сомнению. В каждом из персонажей есть черты и рыжего, и белого клоуна. К цвету здесь относятся почти так же, как в свое время Репин, который уверял, что снег может быть какого угодно цвета, только не белого. Так и "Белая история" -- впитала все цвета радуги. Самый многоцветный клоун в этой компании -- Наташа Фиссон. Помнится, Слава Полунин совершенно не знал, что ему делать с клоунессами: они казались лишними в его театре. А вот "Комик-трестом" были бы довольны даже феминистки. Актриса безжалостна к себе и своей внешности. Лицо любит исказить до неузнаваемости. Когда играет старую королеву, то превращается в расползающуюся, словно на дрожжах, обрюзгшую гранд-даму, которая то и дело прикладывается к заветной фляжке. Субтильная инфанта в ее исполнении тоже не красавица: этакий гадкий утенок, голенастый и неуклюжий, который вряд ли станет лебедем.<BR>Короче, все в этом театре -- не как у людей. Оттого "Белая история" и номинируется сейчас на Высшую российскую театральную премию "Золотая маска" по разряду "Новация".