00:0027 ноября 200100:00
21просмотров
00:0027 ноября 2001
нформационные системы управления для российских заказчиков. Что выбрать -- западные решения, отечественные разработки, или создавать собственные уникальные системы? Круглый стол на такую тему состоялся в редакции "Делового Петербурга".
<BR><BR>нформационные системы управления для российских заказчиков. Что выбрать -- западные решения, отечественные разработки, или создавать собственные уникальные системы? Круглый стол на такую тему состоялся в редакции "Делового Петербурга".<BR><BR>Сергей Яковлев:<BR>"Системы, которые имеются на рынке, опробованы и внедрены в других энергосистемах, на российских предприятиях, можно и нужно внедрять. Но есть специфические для энергетики вопросы -- производственные, технические, где мы вынуждены разрабатывать сами. У нас есть программисты, которые занимаются собственными разработками.<BR>Отечественные и западные системы -- каждые имеют преимущества и недостатки. У западных большая функциональность, но недостаточная адаптированность к российским условиям".<BR><BR>Роман Дедушев:<BR>"При выборе средства и программы автоматизации предприятия необходимо учитывать задачи, которые стоят непосредственно перед предприятием. На российских предприятиях бухгалтерский учет, управление кадрами серьезно отличаются от западных стандартов. В то же время производственные, логистические модули проработаны больше у компаний, у которых есть опыт внедрения во всем мире.<BR>Самописная система -- это хорошо, и она стоит ровно столько, сколько на нее могут потратить денег. Но она же живет только до тех пор, пока существуют ее разработчики. Часто процесс написания такой системы не регламентирован. Теряется документация, этапы разработки. И до тех пор, пока отдел АСУ существует в этом составе, она живет. Дальше система исчезает, и предприятие сталкивается с огромными проблемами".<BR><BR>Андрей Мамыкин:<BR>"Важнее не производитель, а этап внедрения. Заказчик должен по-настоящему хотеть внедрения информационной системы. Если решение примут на уровне самого высшего менеджмента и оно будет жестко продавливаться вниз, то, соответственно, это внедрение будет успешно. На одном предприятии на этапе освоения новой системы установили, что, если сотрудник вне зависимости от его заслуг будет работать в каком-то другом программном средстве, его тут же уволят. Внедрение системы прошло успешно".<BR><BR>Вадим Магарин:<BR>"Я всю жизнь был на стороне потребителей. И, к сожалению, за все это время я ни разу не слышал реальных доводов со стороны поставщика решения о пользе той или иной системы. Все, о чем можно говорить, -- это снижение рисков со стороны персонала, со стороны ошибок системы. Но получается следующая ситуация. Если бизнес успешен и хозяин фирмы реально зарабатывает деньги, естественно, у него возникает законный вопрос -- зачем ему вкладывать $200-300 тысяч, что он будет с этого иметь?<BR>Если бизнес хилый, откуда он возьмет деньги? И кто докажет, что, вложив эти деньги в систему, этот бизнес встанет на ноги и хозяева начнут зарабатывать деньги. Я 20 лет в этой среде нахожусь и, к сожалению, никаких реальных доводов ни от кого не слышал".<BR><BR>Андрей Лысков:<BR>"Затевать какие-то религиозные войны по поводу российского софта или западного софта не имеет смысла, потому что любая система решает конкретные задачи. Если на предприятии действительно есть задачи, которые нужно решить, значит, нужно выбирать систему, которая решает эти задачи. Если бизнес успешен, значит, наверное, менять ничего не стоит, если владельцы не видят смысла.<BR>А когда мы уже выбираем способ решения, здесь уже важно смотреть не на систему -- российскую, западную, а на внедренца, на компанию, которая будет внедрять. И важный момент -- это специализация, потому что не существует компаний, которые могут внедрять во всех областях. Нельзя быть специалистом во всем.<BR>Я сам когда-то в прошлом разработчик и очень уважаю российских программистов, но считаю, что самопальная программа на предприятии -- это очень большой риск. Один наш потенциальный заказчик сейчас находится в критической ситуации. Его четыре ключевых разработчика, которые занимались поддержкой собственной системы, погибли в автокатастрофе. Компания -- заложник системы на сегодня".<BR><BR>Андрей Богданов:<BR>"Наш менталитет говорит о том, что если существующие бизнес-процессы результативны, то зачем их менять? Есть смысл подтянуть софт, приспособить к тем процессам, которые существуют на предприятии. Мне кажется, что наш бизнес во многом зависит от неэкономических факторов -- харизма лидера, связи его в каких-то властных структурах и т.п. Если уровень бизнеса, уровень менеджмента на предприятиях будет подтягиваться к каким-то западным стандартам, то, наверное, большее предпочтение наши потребители будут западным системам отдавать. А пока отечественные системы имеют преимущества".<BR><BR>Сергей Попков:<BR>"Ни одна система не закрывает всю функциональность предприятия. Даже при успешном внедрении используют от 5% до максимум 40-50% той функциональности, которую им предоставляют готовые решения. Самый сложный и нужный момент при предварительных обследованиях и при консалтинге -- это оценить возможность использования всего функционала, который существует в готовых системах -- неважно, российских или западных разработчиков".<BR><BR>Елена Волкова:<BR>"Лучше внедрять отечественную систему. К сожалению, к нам на рынок не всегда поступают качественные западные продукты. Иногда поступают на рынок те продукты, которые на Западе уже не востребованы, они немножко устарели. Успешное внедрение возможно только там, где существует команда, которая желает развить свое предприятие. Иногда мы встречаемся с такими вариантами, когда предприятие реально не заинтересовано в дальнейшем своем развитии.<BR>Основным недостатком собственной разработки (самописной системы) является то, что нет постановщика задач. Собственные разработки базируются на том видении бизнес-процесса, которое существует у конкретного руководителя конкретного звена, который не всегда имеет опыт общения с другими предприятиями, незнаком с мировым опытом".<BR><BR>Алла Оманова:<BR>"Нас в основном побудило перейти на другую программу -- это счета-фактуры и заполнение книги покупок. Около 10 тысяч счетов-фактур, а компьютерная программа "Лига" была не подготовлена. Мы просмотрели много программ в основном на базе 1С. Наш представитель, который занимается компьютеризацией производства, был на презентации программы "Галактика". Нас подкупила возможность автоматизации всего процесса производства, а не только бухгалтерии".<BR><BR>Олег Горелов:<BR>"Главное -- это то, что выбирает для себя компания, ее приоритеты, ее критерии. Это решающие факторы в выборе систем. И тут не имеет значения, западная это система будет, отечественная. Другое дело, что отечественные программные продукты имеют достаточно много конкурентных преимуществ перед западными системами. Отечественная система гораздо дешевле продается заказчику, нежели западная. Концентрация управления информационной системой в руках разработчиков -- очень большой риск. На практике наших клиентов могу назвать Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Они были нашими клиентами на одном из кусочков информационной системы -- по зарплате. Там действительно была разработана собственная система. Разработчик ушел, система просто-напросто стала. Ректор был в ужасе от того, какие убытки он понес именно из-за того, что у него уволился этот сотрудник. Кондитерская фабрика Крупской также потеряла из-за конфликта фирмы и своего ИТ-специалиста.<BR>Предприятие, заказывая информационную систему, попадает в зависимость от разработчика. Выбор надежного партнера -- одна из приоритетных задач".<BR><BR>"ДП": Насколько успех внедрения автоматизированной системы взаимосвязан с необходимостью изменений в алгоритмах управления предприятием?
<BR><BR>Сергей Яковлев:<BR>"Сейчас проводится реструктуризация отрасли электроэнергетики. Поэтому для "Ленэнерго" жить в условиях изменений стало естественным. Речь идет не о реинжиниринге, а просто об инжиниринге, то есть не о переделке, а о создании новых бизнес-процессов в новых реальных структурных подразделениях. "Ленэнерго" не будет таким, каким оно было вчера, оно будет совсем иным. Этот процесс происходит параллельно с реструктуризацией".<BR><BR>Борис Сорокин:<BR>"Несмотря на то что можно выбрать систему, провести реинжиниринг, хотелось бы, чтобы информационная система, будь то западная или российская, в дальнейшем позволяла перестраивать бизнес-процессы. Допустим, есть компания, у которой нет ничего. Она купила коробочный продукт -- 1С или "Галактику". Но пройдет немного времени, когда фирма захочет переделать некие бизнес-процессы, и нужно, чтобы системы это позволяли".<BR><BR>Андрей Лысков:<BR>"Бардак автоматизировать смысла нет никакого. Построить нормальное управляемое предприятие в ходе внедрения информационной комплексной системы -- это святая задача. Здесь реинжиниринг нужен без сомнения, и он будет делаться. Одновременно с этим мы без особых трудов перестраиваем свою систему под те или иные бизнес-процессы. Например, есть крупная компания, занимающаяся дистрибьюторской деятельностью. У них есть некий бизнес-процесс, который владельцы компании когда-то сами разрабатывали, и от нас потребовали обязательной реализации его в системе управления. Мы построили этот модуль. Сейчас, когда идет внедрение этого модуля, те же самые владельцы компании смотрят и говорят: "Слушайте, а где же вы раньше были? У вас есть другие механизмы, можно же ими пользоваться". Мы говорим: "Так мы же вам про них рассказывали, мы пытались до вас донести, но все безуспешно".<BR><BR>Владимир Лацман:<BR>"Мы сотрудничаем с небольшими и средними предприятиями. Как правило, на них действительно царит бардак. Ни одно из предприятий не принимает той конечной цели, которую мы предлагаем. И мы работаем через донесение знаний до клиента, через управление изменениями, внося небольшие изменения, которые дают положительный результат. Больше вызывают доверия небольшие положительные промежуточные результаты, и идет развитие клиента вместе с развитием информационной системы. Если правильно небольшими шагами проводить изменения и совокупно с ними реинжиниринг бизнес-процессов, которые происходят на предприятии, то эффективность внедрения повышается".
<BR><BR>Сергей Попков:<BR>"Интересный аспект -- информационные системы как средство фиксации результатов реинжиниринга. Сам реинжиниринг -- это некий набор изменений, после проведения которых необходимо каким-то образом зафиксировать сложившиеся технологии. Существующие схемы на предприятиях -- это наборы неких стандартов предприятий, должностных инструкций, инструкций на местах. Они зачастую не в состоянии удержать бизнес-процессы в новых рамках -- тех, в которых требуется".<BR><BR>Алла Оманова:<BR>"У нас директор передовой, и поэтому на предприятии часто -- и в старые времена, и сейчас проводились эксперименты. И поэтому для нас что-то изменить в управлении ничего не стоит. Нельзя сказать, чтобы было все идеально. Под наши нужды адаптируется информационная система, но и у нас меняется менеджмент".<BR><BR>Олег Горелов:<BR>"Внедрить западную систему, которая изначально создавалась под стройную бизнес-логику и отлаженный механизм принятия управленческих решений, без существенного изменения на российском предприятии либо не удастся, либо удастся внедрить только то, что сейчас на российских предприятиях работает почти по западным аналогам. Это либо финансовое управление, либо бухгалтерский учет, может быть, логистика. Но не более того".<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Сергей Яковлев -- заместитель директора Центра информатики, вычислительной техники и проектирования ОАО "Ленэнерго"<BR>Владимир Осипов -- системный аналитик компании "АйТи СПб"<BR>Роман Дедушев -- менеджер по маркетингу компании "АйТи СПб"<BR>Андрей Мамыкин -- директор по продажам ООО "Рексофт"<BR>Борис Сорокин -- аналитик отдела информационных технологий АТК "Здоровье" (сеть магазинов "Копейка")<BR>Вадим Магарин -- директор по информационным технологиям АТК "Здоровье" (сеть магазинов "Копейка")<BR>Дмитрий Добрых -- заместитель директора ООО "Эпик Рус"<BR>Андрей Лысков -- продукт-менеджер информационных систем управления предприятием компании ЗАО "АНД Проджект"<BR>Сергей Курьянов -- начальник отдела маркетинга компании ЗАО "Поликом Про"<BR>Владимир Ланцман -- руководитель отдела внедренческого консалтинга ЗАО "Что делать Консалт"<BR>Андрей Богданов -- руководитель департамента системной интеграции ЗАО "Что делать Консалт"<BR>Сергей Попков -- директор по маркетингу и продажам компании ЗАО "Линкс ВСС Компани"<BR>Елена Волкова -- заместитель директора по продвижению ЗАО "Галактика СПб"<BR>Анатолий Поденщиков -- начальник отдела внедрения ЗАО "Галактика СПб"<BR>Алла Оманова -- главный бухгалтер ЗАО "Царскосельский завод "София"<BR>Олег Горелов -- клиент-менеджер управления проектных решений Северо-Западного представительства Корпорации "Парус"<BR>Дмитрий Хорошавин -- консультант по промышленным системам управления ЗАО "Линкс ВСС Компани"