00:0026 ноября 200100:00
65просмотров
00:0026 ноября 2001
Споры вокруг пенсионной реформы то разгораются, то утихают. Всеобщий интерес к этой теме понятен: речь идет о десятках миллиардов рублей, которые могут оживить российскую экономику, и о благополучии миллионов будущих пенсионеров.
<BR><BR>Споры вокруг пенсионной реформы то разгораются, то утихают. Всеобщий интерес к этой теме понятен: речь идет о десятках миллиардов рублей, которые могут оживить российскую экономику, и о благополучии миллионов будущих пенсионеров.<BR>В Госдуме во втором чтении обсуждаются законы "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Кроме того, Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального Закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ".<BR>Согласно этому законопроекту, деньги в виде страховых взносов будут накапливаться в Пенсионном фонде России (ПФР). С середины 2003 года накопленные средства будут разнесены по индивидуальным счетам застрахованных для последующего их инвестирования через управляющие компании. Проекты предусматривают, что граждане могут самостоятельно выбирать управляющую компанию и структуру инвестиционного портфеля.<BR>О значении реформы для такой сферы бизнеса, как негосударственные пенсионные фонды (НПФ), рассуждают руководители НПФ Петербурга и Ленобласти.<BR><B>ПОДГОТОВИЛИ ЛИЛИЯ АГАРКОВА, АЛЕКСАНДР ПИРОЖКОВ</B><BR><BR>Сергей Козырев, заместитель исполнительного директора НПФ "Сберегательный":<BR>"Пакет законопроектов предполагает создание многоуровневой пенсионной системы, которая давно существует в экономически развитых странах. Эта система подразумевает, что пенсия в России будет формироваться из трех составляющих: базовой государственной, выплачиваемой всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, -- она будет формироваться из расчета 14% от единого социального налога; страховой пенсии -- размер которой будет зависеть от стажа и заработной платы; и накопительной, которая будет перечисляться на лицевые счета граждан.<BR>На Западе государственная пенсия обычно составляет 15-21% от общих пенсионных выплат, все остальное -- пенсии предприятий и личные пенсионные счета. Что получается? Каждый работник в 18 лет, приходя на работу, знает, какую он будет получать пенсию в 60 лет. Говорят, что американцы живут небогато, но выходят на пенсию людьми состоятельными. Почему? Потому что к моменту выхода на пенсию пенсионные счета у них весьма внушительны.<BR>Негосударственные пенсионные фонды -- дело для России относительно новое. Лишь 10 лет назад начала возникать практика накопительной пенсионной системы. А в 1998 году произошло резкое ужесточение государственно-правового регулирования НПФ -- деятельность фондов стала прозрачной, инициатива лимитирована и законодательно ограничена. Это привело к сокращению количества НФП. Сегодня на рынке России их 260. Это не много. Тем не менее за последний год активы фондов увеличились на треть. Сейчас они представляют примерно $1 млрд.<BR>НФП задействованы реформой в формировании накопительной пенсии, которая будет составлять от 2 до 6% от единого социального налога, в зависимости от возраста работника. Кроме того, по проекту федерального Закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ" предусматривается дополнительное перечисление обязательных платежей работодателем в пользу работников с особыми условиями труда в размере 6-16% от фонда заработной платы. Платежи будут производиться по выбору работодателя в НФП или в Пенсионный фонд Российской Федерации. Заставить работодателей перечислять деньги в НПФ не может никто. Но капитал течет туда, где созданы выгодные условия. Пенсионная реформа позволит увеличить размер пенсионных накоплений для работников предприятий за счет перераспределения части обязательных налоговых платежей в сторону выбранного НФП. Напомним, что помимо заботы о сотрудниках предприятия заключившие договор с НПФ имеют ряд льгот. Например, платежи по этим договорам не облагаются подоходным налогом, включаются в себестоимость продукции при суммарном размере отчислений до 1% от объема реализованной продукции, могут освобождаться от единого социального налога. Не говоря о том, что эти предприятия получают возможность привлечения дополнительных денежных средств для своего развития за счет инвестирования фондом части пенсионного резерва в проекты предприятий-вкладчиков. Следовательно, финансирование социальной пенсионной программы происходит за счет имеющихся налоговых льгот. А перечисленные средства возвращаются на предприятие негосударственным пенсионным фондом через финансирование экономически выгодных программ.<BR>Пенсионная реформа позитивна, но она не затрагивает население старше 50 лет. Средний возраст работников в Ленинградской области -- 42 года, половина из них -- старше 50 лет. Им остается только надеяться, что государство увеличит пенсию. Так же как и 120 тысячам бюджетников, у которых сейчас зарплата ниже, чем пенсия. От их мизерной зарплаты будут перечислять 2% на формирование накопительной пенсии. Какая сумма будет накоплена к моменту выхода их на пенсию? А через 5-8 лет количество пенсионеров будет превышать количество работников, от которых идут перечисления в Пенсионный фонд, и денег может не хватить даже на тот уровень пенсий, который есть сейчас.<BR>Для того чтобы хоть как-то выправить ситуацию, на региональном уровне правительством Ленинградской области и нашим фондом разработана программа "Создание и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения населения Ленинградской области". Речь идет о перераспределении нагрузки и доли ответственности между государством и работодателями в рамках территории области. Правительство выделило из бюджета области средства для выплаты дополнительной пенсии врачам, учителям, библиотекарям. С января 2002 года все работники бюджетной сферы, вышедшие на пенсию, будут получать дополнительные пенсии в размере 300 рублей".<BR><BR>Дмитрий Зайцев, генеральный директор НПФ "Капитан":<BR>"Обсуждаемые изменения пенсионного законодательства имеют как плюсы, так и минусы. Для пенсионеров плюсы заключаются в следующем:<BR>-- предстоящая реформа должна обеспечить пенсии в размере 45-50% от зарплаты;<BR>-- снимаются все ограничения с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии;<BR>-- при исчислении данного заработка будет учитываться весь период трудовой деятельности;<BR>-- полностью сохраняются пенсионные права всех категорий нынешних пенсионеров путем перерасчета назначенной пенсии в эквивалентную сумму расчетного пенсионного капитала, обеспечивающего получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты;<BR>-- развивается дополнительное пенсионное обеспечение;<BR>-- создаются условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем.<BR> Для НФП плюсы реформы в том, что:<BR>-- в дополнение к трудовым пенсиям должно развиваться дополнительное пенсионное обеспечение;<BR>-- НФП позволят учитывать индивидуальные запросы граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности;<BR>-- создание профессиональных пенсионных систем с работодателями наравне с Пенсионным фондом РФ;
<BR>-- НФП становятся наиболее выгодным размещением пенсионных средств для граждан -- все накопления инвестируются;<BR>-- предприятие-вкладчик имеет право отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы платежей (взносов) по договорам дополнительного пенсионного обеспечения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.<BR>-- согласно проекту Закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", суммы пенсионных взносов работодателей, не превышающие в год на одного работника 3600 рублей, не облагаются единым социальным налогом;<BR>-- согласно проекту Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованное лицо вправе отказаться от накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и передать свои накопления в НПФ начиная с 1 января 2004 г.<BR>Минусы для пенсионеров:<BR>-- низкий уровень заработной платы, невысокие отчисления на страховую часть пенсии -- пенсия может быть больше, чем при существующем начислении, но недостаточной для достойного существования;<BR>-- будет инвестироваться страховая часть пенсии в размере от 2 до 6%;<BR>-- не отработан механизм начисления средств на индивидуальные счета, а также инвестирования в масштабах страны;<BR>-- проблемы начисления пенсий в переходный период (чем младше потенциальный пенсионер, тем большую сумму для последующих пенсионных выплат он может накопить).<BR>Минусы для НФП:<BR>-- суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды (12% от зарплаты) облагаются единым социальным налогом (исключая 3600 рублей в год на одного работника). Чтобы получать достойную пожизненную пенсию, исходя из желания работника и возможности работодателя, понадобятся отчисления, большие чем 300 рублей в месяц.<BR>-- жесткое требование заключать договоры пожизненного обеспечения (при отнесении суммы взносов предприятий в расходы, связанные с оплатой труда), при низком уровне оплаты труда в целом по стране, делает невозможным сформировать достаточные накопления для выплаты достойных пожизненных пенсий".<BR><BR><BR>Игорь Коржов, генеральный директор НПФ "Пенсионный фонд Промышленно-строительного банка":<BR>"Обсуждение пакета пенсионных законов означает переход к практическим шагам по замене бесперспективной распределительной пенсионной системы на накопительную.<BR>Если же говорить о результатах реформы, следует отметить, что для нынешних пенсионеров и людей предпенсионного возраста реформа не несет ни плюсов, ни минусов. Она на них практически не отразится. Что же касается молодежи и людей среднего возраста, то пенсионная реформа дает им принципиальный шанс заработать достойную пенсию.<BR>В программе пенсионной реформы предполагается участие как Пенсионного фонда РФ, так и негосударственных пенсионных фондов. Пенсионер, как потребитель социальной услуги в виде пенсии, должен сам выбирать, кому доверить пенсионные накопления -- Пенсионному фонду РФ или НФП (дело законодателя -- принять равные правила игры, строго следить за их соблюдением и, если нужно, жестко карать за их нарушение.)<BR>Однако с упомянутой свободой выбора в обсуждаемом пакете законов дело обстоит плохо. Упоминаний об НПФ там почти нет, и только в проекте Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в последнем пункте говорится о праве граждан с 2004 года передавать свои накопления (имеется в виду накопительная часть пенсии) в НПФ.<BR>Вообще, складывается впечатление, что государство в лице некоторых своих исполнительных органов (например, Министерства финансов) априори считает фонды досадной помехой.<BR>Такое отношение к НПФ наглядно продемонстрировал порядок их налогообложения, описанный во второй части Налогового кодекса. В качестве главного аргумента, который любят употреблять противники привлечения НПФ к проведению пенсионной реформы, обычно приводится довод о малой надежности НПФ по сравнению с государственной структурой, которой является Пенсионный фонд РФ.<BR>На мой взгляд, это крайне спорное утверждение. НФП реально работают уже около 10 лет. На сегодняшний день они объединяют около 4 млн участников, и их суммарные активы составляют более 30 млрд рублей.<BR>Граждане, имея свободу выбора в направлении пенсионных накоплений и внося свои взносы на формирование накопительной части пенсии в НПФ, кровно заинтересованы в его нормальной работе и найдут способы жестко контролировать его деятельность. Тем более что участник является работником предприятия, ставшим одним из учредителей НПФ, или предприятия, уже долгое время сотрудничающего с НПФ. Возможность же контроля за деятельностью Пенсионного фонда РФ со стороны как отдельно взятого человека, так и предприятия в целом представляется маловероятной.<BR>Кроме того, проекты новых законов предусматривают, что Пенсионный фонд РФ не будет самостоятельно инвестировать эти средства, а передаст их в управление частным управляющим компаниям. Но ведь именно по такому же принципу уже сейчас работают НПФ. Таким образом, вопрос сохранности пенсионных накоплений граждан сводится к налаживанию жесткого контроля за порядком инвестирования этих средств. Но это придется делать в любом случае, независимо от того, кто будет заниматься формированием пенсионных накоплений -- Пенсионный фонд РФ или НПФ. Можно сказать больше -- в НПФ такая система с использованием управляющих компаний и специализированных депозитариев уже работает.<BR>При этом хочется отметить одну принципиальную вещь -- ни в коем случае нельзя рассматривать НПФ и Пенсионный фонд РФ как антагонистов. Наоборот, главная задача законодателей в том и состоит, чтобы, используя возможности, которые могут предложить эти структуры, создать такую систему, которая будет служить главной цели -- обеспечить нашим пенсионерам, хотя бы будущим, достойную жизнь.<BR>Главная мера, которую должно предпринимать государство, чтобы обеспечить благополучие будущим пенсионерам, -- это работа по подъему экономики страны. Любые законы, даже самые совершенные, --это только механизм, который будет работать вхолостую, если он не соответствует экономическим реалиям. Нельзя говорить о нормальной пенсии, если средняя зарплата в Петербурге --3500 рублей. И никакие накопительные принципы здесь не помогут -- не с чего копить".