Стойкие оловянные солдатики маршируют за границу

Еще лет 20 назад в солдатики играл каждый уважающий себя советский мужчина в возрасте от 3 до 9 лет. Ныне позиционирование товара в корне изменилось: маленькие оловянные фигурки стали игрушкой для коллекционеров и состоятельных туристов.

<BR><BR>Еще лет 20 назад в солдатики играл каждый уважающий себя советский мужчина в возрасте от 3 до 9 лет. Ныне позиционирование товара в корне изменилось: маленькие оловянные фигурки стали игрушкой для коллекционеров и состоятельных туристов.<BR>Потребители солдатиков взрослеют с каждым годом. Седовласые солдатиколюбы собираются в клубах и на выставках. Энергично приглашая на свои тусовки, они замечают: "Там будут люди, "играющие в солдатиков" с 1968 года, вдумайтесь! И относящиеся к этому со всей серьезностью, на которую способен уважающий себя военачальник". Но петербургских производителей солдатиков такое положение вещей не смущает. Снижение объемов продаж они компенсируют выпуском более дорогой продукции: стоимость некоторых солдатиков доходит до $700. На другом ценовом полюсе находятся так называемы "морковки" -- простые в изготовлении игровые фигуры, стоимость которых составляет всего $2-3.<BR><B>Чугунное прошлое</B><BR>По мнению участников рынка, именно Петербург занимает наиболее сильные позиции на отечественном рынке солдатиков. Если продукция московских солдатикоделов в основном не выходит за пределы МКАД, то северостоличные фирмы обеспечивают большую часть российского экспорта.<BR>В Петербурге изготовлением солдатиков занимается примерно полтора десятка фирм (в том числе "Русский витязь", "Ниена", "Синеус" и др.), а также множество частных предпринимателей, число которых постоянно меняется. Возраст большинства фирм (сами производители любят именовать свои структуры "студиями") примерно одинаков -- около 10 лет. При этом почти все бизнесмены признаются, что обожали солдатиков с детства. "Но солдатики-то были однотипные, некрасивые, чугунные, а к качественным пластмассовым заграничным не было доступа. Пришлось самому делать..." -- замечает предприниматель Андрей Рогачев.<BR>"Когда-то я был мастером-технологом на Балтийском заводе. Мысль полностью перейти на производство солдатиков возникла в конце 1980-х, когда только-только набирало силу кооперативное движение. Сначала делал "леденцы". Имеются в виду не конфеты. Просто фигурки были не слишком проработаны", -- вспоминает директор фирмы "Синеус" Андрей Скворцов.<BR><B>Трансформеры</B><BR>Традиционным "солдатным" материалом по-прежнему является олово, но иногда используется и термопластик.<BR>Технология производства, как правило, строится по следующей цепочке: консультант (прорабатывает исторические детали одежды) -- скульптор (изготавливает мастер-модель) -- литьевое производство -- сборка -- покраска. Впрочем, некоторые бизнесмены минимизируют затраты, исключая первые два звена.<BR>"Некоторые фирмы пользуются мастер-моделями, которые присылает мастер из Екатеринбурга. "Старики" иногда занимаются тиражированием, когда форма и облик модели-первоисточника запущены в производство 10 лет назад, что сразу снижает себестоимость изделия", --говорит Андрей Скворцов.<BR>Кроме того, некоторые изготовители, ради удешевления производства используя одно и то же туловище, "пристегивают" к нему ручки, ножки, оружие и прочие детали от других форм.<BR>Самый трудоемкий и длительный этап -- роспись. Ею заняты до 80% сотрудников студий. При изготовлении наиболее качественных и дорогих солдатиков художники кропотливо выписывают фактуру ткани и рисунок пуговиц, строение которых должно совпадать с модой того времени.<BR>В результате работа над фигуркой высотой от 30 до 150 мм занимает до 2 недель.<BR><B>Коробейники</B><BR>Некоторые из производителей торгуют на Западе через дилеров, другие -- как правило, наиболее крупные фирмы -- самостоятельно выезжают на международные выставки в музеях миниатюры, где и реализуют большую часть своих изделий.<BR>Кроме того, нескольким петербуржцам удалось органивать стабильный канал продаж через свои сайты в Internet.<BR>Наибольшим спросом на западных рынках пользуются солдатики времен наполеоновских войн. На внутреннем рынке такого единообразия нет.<BR>"Мне больше всего нравится российский царский конвой. То же самое, что и Почетный Президентский полк, только много раньше. В конвое были люди очень разных национальностей -- казаки, чеченцы, украинцы... Период -- от Александра I до Николая II -- то бишь весь век девятнадцатый", -- признался Андрей Скворцов.<BR>Главным потребителем солдатиков на международном рынке является Америка. "В Штатах гораздо больше продается нужной литературы по истории, альбомов с репродукциями. У них масса клубов любителей военной истории, у этих клубов есть стационарные помещения, люди приходят туда "поиграть в солдатики", и, поверьте мне, это совсем не детские игры. Здесь нужно учитывать климат, погодные условия -- если за окнами идет дождь, условия игры также меняются, -- рассуждает Андрей Скворцов. -- После 11 сентября продажи не изменились вовсе. Военно-историческая миниатюра и собственно милитаризм -- это такие же взаимоисключающие вещи, как качество и количество". (Н.П.)