Кофейный бизнес в России хочет повторить судьбу чайной отрасли

оржественные мероприятия в честь векового юбилея российского чая начались 1 ноября 2001 года в Сочи и в Краснодарском крае.

<BR><BR>оржественные мероприятия в честь векового юбилея российского чая начались 1 ноября 2001 года в Сочи и в Краснодарском крае.<BR>Чтобы отметить 100 лет со дня закладки первой чайной плантации, сюда съехались представители чайного бизнеса России. Пышный праздник не столько отметил юбилей национальной гордости, сколько показал, насколько окреп отечественный чайный бизнес. За последние годы он встал на ноги и уже может позволить себе конкурировать на равных с западными компаниями. Поставщики кофе прилагают все усилия, чтобы их успехи были сравнимы с достижениями чайного бизнеса.<BR>Бум чаеразвесочных производств в России наблюдается с 1998 года. Все дело в тарифах. В июле 1997 года вместо единой ставки на чай в размере 10% от таможенной стоимости были установлены дифференцированные пошлины. Сегодня они держатся на уровне 20% на фасованный чай и 5% -- на импортируемый в мешках.<BR><B>Русские страшилки</B><BR>Летом 2000 года пресса была переполнена слухами о планах Правительства РФ возвратиться к унифицированным пошлинам. Сообщения об этих планах вызвали переполох в "чайном сообществе". Руководители крупных операторов российского чайного рынка обратились с открытым письмом к Президенту России Владимиру Путину. В нем было написано следующее: "Выравнивание таможенных пошлин на сырье и готовую чайную и кофейную продукцию выгодно только иностранным экспортерам. Они получат возможность резко увеличить долю поставляемых в Россию товаров с более высокой степенью обработки вместо сырья. Это приведет к усилению позиции иностранных монополий на российском рынке, которые сначала задавят российских производителей, а затем установят монопольно высокие цены и начнут выкачивать из нашей страны сверхприбыли".<BR>На самом деле все не так страшно. Фасовать чай за границей, например в Индии, дешевле, чем в России. Однако при унификации пошлин держать чаеразвесочные производства в стране стало бы невыгодно.<BR>Российские "чайники" смогли отстоять свои интересы. Пошлины на фасованный и нефасованный чай остались прежними. Дифференцированные таможенные пошлины на фасованный чай и чайное сырье привели к тому, что в России возродилась чайная промышленность, были модернизированы старые чайные фабрики и введены новые производственные мощности. В местные бюджеты начали поступать дополнительные доходы от налогов. Отечественное машиностроение получило заказы на изготовление оборудования для фабрик. Появились новые национальные брэнды. Перепали заказы и смежным производствам. Возросло производство упаковочных материалов, пленки, картона.<BR><B>Чайное пузо</B><BR>По оценкам экспертов "Орими Трэйд", емкость российского рынка чая составляет 150-160 тыс тонн в год. По сведениям российской ассоциации чаепроизводителей "Росчай", Россия обладает мощностями по фасовке 140 тыс. тонн чая в год (95% потребности рынка). На рынке работает около 300 поставщиков, и конкуренция настолько жесткая, что лишь у 20 компаний доля на рынке превышает 1%. На долю четырех крупных игроков -- ООО "Май", торгового дома "Гранд", ООО "Орими Трэйд" и британско-нидерландской компании Unilever приходится от 55 до 80% рынка.<BR>Как следует из исследования маркетинговой компании "Той-Опинион", в ходе которого были опрошены руководители 650 торговых точек и проведена перепись ассортимента, в Петербурге чай присутствует в 86% розничных точек, в то время как кофе был представлен лишь в 70% случаев. Чай в пачках и чай в пакетиках представлен на прилавках фактически в равной степени (86 и 85% соответственно).<BR>За последние несколько лет на рынке чая выделились явные лидеры. Наибольшим доверием петербургских продавцов пользуется продукция "Орими Трэйд" (принцессы Гита, Нури, Канди и Ява), чай "Брук Бонд" в пачках и "Липтон" в пакетиках. Укрепили свои позиции на прилавках марки "Беседа" (компания "Юнилевер") и "Сэр Кент" ("Северо-Западная чайная компания").<BR><B>Колониальный товар</B><BR>Что касается кофейного бизнеса, то, на первый взгляд, у него в России большое будущее. Россия сегодня -- самый быстрорастущий рынок кофе в мире. Его ежегодный объем составляет в розничных ценах около $800 млн, что вдвое превышает рынок чая.<BR>На российском рынке растворимого кофе насчитывается более 150 марок. Однако наиболее известны среди них зарубежные брэнды Nescafe, Jacobs, Tchibo, Moccona, Elite classic, Pele, Maxwell House. Особняком стоит разве что брэнд "Московская кофейня на паях".<BR>В Петербурге кофе всегда пили больше, чем в других городах России. В мегаполисах этот напиток пользуется большей популярностью, чем в провинции. До финансового кризиса 1998 года уровень потребления кофе в Петербурге был на уровне 340 тонн в месяц (не учитывая потребности пищевой и кондитерской промышленности). Сразу после кризиса объемы продаж резко возросли. По данным исследования фирмы "Гортис", в течение третьей декады августа 1998 года петербуржцы приобрели кофе почти на 85% больше среднемесячного объема потребления. Однако, купив кофе "про запас", петербуржцы стали экономить. В ноябре 1998 года уровень продаж снизился до рекордно низкого уровня -- 270 тонн в месяц.<BR>Рынок давно стабилизировался. Сейчас петербуржцы покупают около 4,5 тысячи тонн кофе в год (375 тонн в месяц), и все говорит о том, что рынок будет расти. Однако большинство компаний ограничиваются фасовкой готового продукта.<BR><B>Кофейные пошлины</B><BR>Дальнейшее развитие кофейного бизнеса зависит от пошлин. По большому счету они являются единственным инструментом, регулирующим внутриэкономические процессы.<BR>Ввозные пошлины на кофе составляют сейчас 5% на зеленое зерно и 10% на готовый продукт. Существуют еще минимальные размеры пошлин, которые играют решающую роль в развитии бизнеса в России (для жареного молотого кофе -- 0,2 евро за 1 кг, а для растворимого -- 0,5 евро за 1 кг).<BR>Низкие ставки пошлин на готовый кофе делают переработку кофейного сырья в России неэффективной. Выгодной остается фасовка готового продукта. Фабрики по фасовке кофе (растворимого и натурального) открыли в прошлом году в Петербурге и Ленобласти "Крафт фудс", "Орими Трэйд" и "Компания "Ангстрем трейдинг".<BR>Свои интересы на правительственном уровне лоббируют два объединения: Организация производителей кофе в России (ОПКР), представляющая интересы западных корпораций, и ассоциация "Росчайкофе", близкая отечественным компаниям. Первые ("Нестле", "Крафт Фудс", "Чибо" и другие) выступают за снижение ставок.<BR>Члены ассоциации "Росчайкофе" ("Гранд", "Московская кофейня на паях", "Комбинат детского питания и пищевых концентратов" (бывший "Ленпищекомбинат"), "Орими Трэйд") уверены -- необходимо выстроить тарифы так, чтобы они создавали нормальный баланс интересов отечественных и западных производителей этого продукта. Российские производители кофе рады бы повысить ставки на готовый продукт до 20%, да пока не удается. Ставки пошлин на ввоз кофе пока остаются прежними.<BR><B>Растворимый капитал</B><BR>Влияет и конъюнктура российского рынка кофе. Россияне пьют гораздо больше растворимого кофе. Так, по данным исследовательской компании "СНИЦ", петербуржцы каждую неделю покупают 30,5 тонны растворимого кофе и 10,9 тонны -- натурального (молотого и в зернах).<BR>Действующий таможенный тариф несущественно различает ставки на жареный и растворимый кофе. Растворимый кофе сейчас гораздо выгоднее завозить, чем производить.<BR>Полностью автоматизированная фабрика по производству жареного и молотого кофе производительностью до 10 тыс. тонн в год стоит $2,5 млн. Базовая фабрика по изготовлению растворимого кофе аналогичной мощности стоит $6 млн.<BR>Вопрос об изменении пошлин на ввоз кофе рассматривает правительственная комиссия по защитным мерам и таможенно-тарифной политике под руководством вице-премьера Алексея Кудрина. От решения правительственной комиссии зависят экономические перспективы всех производителей кофе. Но чиновники пока выжидают. Ситуация на мировом кофейном рынке сейчас хуже не придумаешь.<BR>На мировых рынках цены на кофе упали до рекордно низкого уровня за последние 30 лет. В Бразилии (лидер по производству кофе) ждут рекордного урожая. Предложение кофе сейчас значительно превышает спрос на него. Объем предложения растет со скоростью 3,6% годовых, а спроса -- лишь 1,5% годовых.<BR><BR>