Отделы закупок решат, уместен ли торг

Бум на открытие гипермаркетов в Петербурге приобретает парадоксальные черты. По статистическим выкладкам, у этого бизнеса светлое будущее, по косвенным же признакам -- светлым оно будет далеко не для всех.

<BR><BR>Бум на открытие гипермаркетов в Петербурге приобретает парадоксальные черты. По статистическим выкладкам, у этого бизнеса светлое будущее, по косвенным же признакам -- светлым оно будет далеко не для всех.<BR>В Петербурге примерно 3,4 млн м2 торговых площадей. Если посмотреть на динамику роста товарооборота розничной торговли, то можно утверждать, что торговых мест не хватает: на одного петербуржца приходится 0,73 м2. Для сравнения: в Хельсинки эта цифра равна 3,5 м2. Таким образом, потенциал для роста есть и "гипермаркетомания" -- дело обоснованное. Но это только с математической точки зрения.<BR>Другая точка зрения ставит такой вопрос: в Петербурге уже есть относительный опыт гиперторговли -- универмаг одежды PLATO, товары для дома -- "Максидом". Работают они вполне хорошо и закрываться не собираются. Однако обращает на себя внимание другой факт: если в 2000 году их годовые бюджеты на рекламу составляли примерно по $300 тысяч в год (по данным "ДП", примерно такой же бюджет и у "Дома Лаверны"), то по последним данным, эти цифры в 2001 году выросли на 20-40%. То есть расходы на рекламу растут, при том что никаких конкурентов на рынке не появилось. Вывода два -- или у российского потребителя менталитет не тот и деньги идут главным образом на убеждение потребителя, что закупаться надо в одном месте, или потребителя все же не устраивает то, что представлено на этих тысячах квадратных метров. Первый вариант сомнителен: темп жизни такой, что свободного времени все меньше и сэкономить его на покупках становится делом "святым".<BR>Второй вывод более убедителен. Евгений Томак, генеральный директор ООО "Трикотажное объединение "ЛАК", спустя полгода с момента открытия универмага PLATO в разговоре с корреспондентом "ДП" признался, что ассортиментную политику пора менять. Он не сказал, что она никуда не годится, но было ясно, что если объем рекламы такой, что об универмаге знает практически каждый петербуржец, а товарооборот приблизился лишь к 50% от запланированного $1.000.000 в месяц, то повинен в этом отдел закупок и маркетинга. Действительно, в России никогда не было опыта организации такой торговли, а соответственно, не было и людей, способных ее поставить. Поэтому проблема организации эффективной торговли логично перетекает в проблему организации закупок. На эту тему "ДП" и попросил высказаться представителей строящихся гипермаркетов.<BR><BR>Илья Гамов, директор по маркетингу ОАО "Лиат-Дикси":<BR>"Мы решили сформировать отдел закупки, в котором есть менеджер по каждому направлению (65% в гипермаркете связаны с продуктами питания, 35% -- товары широкого потребления), который отвечает за финансовые показатели по этому направлению. Всего менеджеров по закупкам семь, каждому из них подчиняется руководитель соответствующего отдела, в который, в свою очередь, входят подотделы, отвечающие за подгруппы товаров, и линейные менеджеры, занимающиеся продажей. Главная задача менеджера по закупкам -- скорее поддержание постоянного ассортимента (18 тыс. позиций), а не расширение во всех гипермаркетах "Лиат-Дикси". Здесь мы столкнулись с тем, что не все выходцы из торговли могут управлять этим процессом, поскольку главное здесь -- планирование. Инвестор изначально хотел переложить эти обязанности на оператора, но, как и московской торговой сети "Рамстор", найти такового не удалось, поэтому управление этим процессом пришлось взять на себя инвестору. Возможно, со временем это станет отдельным бизнесом.<BR>Сдаваемых площадей будет не так много: химчистка, прачечная, продажа газет-журналов (что, вероятно, мы возьмем потом на себя), все остальное -- в интересах оборота гипермаркета.<BR>Весь менеджмент -- местный. Зато консалтинг в области практики -- эстонский, нас консультируют те же специалисты, что и торговую сеть "Призма".<BR><BR>Евгений Гуревич, вице-президент ЗАО "Адамант":<BR>"Традиционно мы придерживаемся концепции сдачи помещения в аренду, оставляя себе только общепит. Управленческий аппарат в среднем состоит из трех-четырех человек, генеральный менеджер и администраторы. В обязанности управленцев прежде всего входят вопросы аренды (своевременный сбор, назначение в зависимости от сезона), реклама комплекса и пр.<BR>Исторически с нами сотрудничают около 300-400 арендаторов, которые идут за нами от комплекса к комплексу. В первой очереди торгового комплекса на Дыбенко привлечено около 120 арендаторов.<BR>Привлекать управленцев со стороны мы не собираемся, так как уже 9 лет самостоятельно занимаемся этим бизнесом, и довольно эффективно".<BR><BR>Олег Жеребцов, генеральный директор ООО "Лента":<BR>"Отдел закупки сформирован давно и работает централизованно, как это принято в торговых сетях. Это сокращает затраты, синхронизирует цены, создает единую базу данных и пр.<BR>В аренду сдаем только непрофильный бизнес -- аптеки, газеты и пр. Недостатка в арендаторах не испытываем: желающих много, и наше сотрудничество с ними зависит от того, сколько кто может платить за аренду.<BR>Иностранные управляющие не могут работать в наших условиях. Тем более в торговле, где речь идет не столько о закупках и ассортименте, сколько о человеческом факторе, работе с кадрами. Иностранные представительства уже ушли из многих бизнесов, мне кажется, здесь они могут себя реализовать только в узкой области консалтинга".<BR><BR>Андрей Никитин, генеральный директор ООО " ТМПТЦ "Темп":<BR>"Мы уже начали заключать предварительные договоры аренды. В арендаторах недостатка нет, поэтому часть работ мы уже делаем за счет аренды, а не только банковских кредитов.<BR>Заниматься торговлей наша компания не планирует, нас больше интересует бизнес, связанный с управлением процессом торговли. Для того чтобы зонировать 22 тыс. м2 как можно более эффективно, мы привлекли к подрядной работе несколько специалистов, а также заключили договор с Институтом торговли, который должен разработать варианты зонирования. Пока только очевидно, что на первом этаже должен находиться супермаркет, а также то, что схожие товарные группы должны быть сконцентрированы в одной зоне, как в универмаге. В большинстве торговых комплексов секции с одинаковым товаром, раскинутые по всему пространству, приносят покупателям большие неудобства.<BR>Возможно, мы сами будем управлять этим торговым центром, но, скорее всего, выберем управляющую компанию, конкурс на которую будет объявлен в ближайшие дни".