Карлсон придумал ксерокс с помощью тещи

Слово "ксерокс" ныне вдвойне актуально. Во-первых, компания Xerox стала генеральным спонсором празднования 300-летия Петербурга. Во-вторых, сам прибор под названием "ксерокс" со дня на день справит день рождения.

<BR><BR>Слово "ксерокс" ныне вдвойне актуально. Во-первых, компания Xerox стала генеральным спонсором празднования 300-летия Петербурга. Во-вторых, сам прибор под названием "ксерокс" со дня на день справит день рождения.<BR>И то, и другое событие стали возможными благодаря Карлсону. Правда, этот Карлсон никогда не жил на крыше и не летал с пропеллером.<BR><B>Спасибо теще</B><BR>Честер Карлсон родился 8 февраля 1906 года в Сиэтле. "Жизнь трудовую" он познал в 14 лет, когда его родители заболели туберкулезом, а после остались инвалидами. Параллельно с "кормлением" семьи Честер умудрился закончить колледж Риверсайд, а потом и Калифорнийский технологический институт, где в 1930 году получил степень бакалавра. Молодой специалист по физике долго не мог найти работу: в Америке царила Великая депрессия. В поисках заработка Карлсон отослал письма в 82 фирмы. Он получил два ответа и ни одного предложения о работе. Будущий изобретатель "пристроился" ненадолго в нью-йоркскую исследовательскую лабораторию телефонной компании Bell Labs. Однако депрессия победила, и его уволили. Карлсон переквалифицировался в юристы и нашел работу в патентном отделе компании P. R. Mallory, выпускавшей электрические батарейки. Большую часть рабочего времени Карлсон проводил в копировании чертежей и других патентных документов. Биографы говорят, что многочасовое переписывание бумаг доводило Карлсона, страдавшего, ко всему прочему, близорукостью, до бешенства. Не выдержав, в один из осенних дней 1934 (по другой версии -- 1935) года он отправился в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, чтобы посмотреть, не придумал ли кто-нибудь более легкий способ копирования. Прыткий исследователь выяснил, что венгерский ученый Поль Селени пытался дублировать чертежи с помощью порошка, заряженного статическим электричеством. Венгр, однако, не смог воплотить гипотезу в жизнь.<BR>"Первые радости" эксперимента, проводившегося на домашней кухне, "оценила" жена физика -- она с ним развелась. Но на помощь пришла теща -- она разрешила соорудить лабораторию в задней комнате своего салона красоты, расположившегося в небоскребе Astoria.<BR>Первое подобие ксерокса "родило" не очень четкий оттиск, на котором еле-еле можно было прочесть: "10.-22.-38 ASTORIA". Как дань "роддому" полезного изобретения и незабвенной теще. Свой еще будущий шедевр Честер запатентовал в ноябре 1940 года под названием "электрофотография".<BR><B>Через тернии</B><BR>В течение следующих 4 лет Карлсону отказали в финансировании его идеи более 20 крупных компаний, в том числе IBM, Kodak и General Electric. Деловой мир продолжал свято верить копировальной бумаге, а не сильно пачкающемуся и громоздкому "монстру" Честера Карлсона. Однако физик не сдавался. Продолжая трудиться в P. R. Mallory, он рассказывал о своем ноу-хау буквально всем. В результате он познакомился с главой факультета изобразительных искусств Баттеловского мемориального института доктором Роландом Шаффертом, который, "изучив материалы", решил, что "изобретенная г-ном Карлсоном электрофотография может иметь большой коммерческий успех.<BR>Карлсон оказался в стенах исследовательского центра. В январе 1947 года институт Battelle продал лицензию на новый метод получения изображений небольшой компании Haloid из Рочестера. Для маленькой компании с годовым доходом в $101 тыс. такое приобретение с условием ежегодных вложений в разработки в размере $25 тыс. плюс 8% институту от возможных будущих доходов было более чем рискованным.<BR><BR><B>Превращение</B><BR>С 1906 года фирма Haloid производила и продавала фотобумагу. "Фотобумажный" расцвет компании совпал с началом второй мировой войны, когда Haloid в огромных количествах поставляла армии "аксессуары" для аэрофотосъемки. К концу войны армейские заказы уменьшились, а число конкурентов увеличилось. Поэтому Джозеф Уилсон, внук основателя Haloid, решил осваивать "новые горизонты" бизнеса. Абсолютно случайно была найдена заметка в Monthly Abstract Bulletin, в которой рассказывалось о "фокусах" Карлсона.<BR>Первым делом Уилсон предложил сменить название "электрофотография" на более звучное. В результате трудов кафедры классических языков университета штата Огайо появилось слово "ксерография" (от греческих слов xeros -- сухой и graphos -- письмо). Первый продемонстрированный народу ксерокс назывался XeroX Copier Mashine, Model A и напоминал гроб из красного металла.<BR>В 1960 году после этого дальновидного решения на рынке появился Xerox 914, продержавшийся "на плаву" 26 лет. К этому времени на исследования было затрачено $75 млн. Аппарат размером с письменный стол и весом 300 килограммов выдавал в минуту по семь ксерокопий размером 9 на 14 дюймов. Цена монстра была заоблачной -- $29.500. Поэтому Уилсон решил сдавать ксероксы в аренду за $95 в месяц. Арендатор имел право сделать 2000 бесплатных копий, а за остальные платил Haloid по 4 цента за страницу. Клиентов Уилсон заманивал "наглядным пособием" -- один аппарат работал на всеобщем обозрении на центральном вокзале Нью-Йорка. В 1961 году Haloid была переименована в Xerox Corporation. В 1962 году объем продаж Xeroxсоставил $400 млн. Через 3 года себестоимость ксерокса снизилась до $2400, а арендная плата -- до $25 в месяц. С учетом продаж термобумаги для ксерокопий каждый арендованный аппарат приносил компании почти стопроцентную прибыль -- $4500 в год. (Н.В.)