00:0002 октября 200100:00
18просмотров
00:0002 октября 2001
Нападения пиратов на корабли могут стать причиной серьезных финансовых потерь для петербургских грузовладельцев. Технические способы защиты кораблей признаны наиболее безопасными и эффективными.
<BR><BR>Нападения пиратов на корабли могут стать причиной серьезных финансовых потерь для петербургских грузовладельцев. Технические способы защиты кораблей признаны наиболее безопасными и эффективными.<BR>По данным Международной морской организации (ИМО), число пиратских нападений за последнее время увеличилось. Ущерб от пиратов на море составляет в среднем свыше $16 млрд в год. В среднем на шесть-семь удачных пиратских нападений приходится только одно неудачное. В 50% всех случаев пираты атакуют пароходы в портах и местах якорных стоянок.<BR>По словам сотрудников спецслужб, обеспечивающих безопасность петербургского порта, его география в принципе не позволяет совершить пиратское нападение на корабли, стоящие у причала. Фарватер порта на протяжении всей длины находится под постоянным наблюдением, кроме того, на протяжении 150 миль от порта море патрулируют суда пограничной охраны. Технология защиты судов, принадлежащих ОАО "Северо-Западное пароходство", во время их нахождения в море оказалась засекреченной. Представители спецчасти, отвечающие за безопасность судов, сослались на указание руководства пароходства не разглашать подобную информацию.<BR><B>Мировой опыт</B><BR>Внезапное нападение предотвращают, выставляя дополнительную вахту при проходе узких проливов, освещение в ночное время верхней палубы (обычно пираты выбирают неосвещенные места судна); с помощью установки технических средств охраны грузов: видеокамер, контролирующих контейнерные площадки, корму, удаленные части судна, невидимые с ходового мостика, сигнализации на дверях и люках, где находятся материальные ценности. Снижает риск нападения пиратов применение технических средств экстренного оповещения о совершенном нападении. С этой целью разработаны системы автоматического слежения за местоположением судна и крупногабаритных грузов, например контейнеров. Систему слежения скрытно устанавливают на судно под видом обычного оборудования. Чаще всего месторасположение передатчиков не знает даже капитан.<BR><B>Военных боятся</B><BR>Крушение СССР и окончание холодной войны привело к сокращению военно-морских сил супердержав и присутствия их ВМС в районах традиционного пиратства. За последнее десятилетие ВМФ РФ практически свернул свое присутствие в районе Юго-Восточной Азии, самом пиратском районе, а ВМС США и Великобритании сократили свое присутствие в этом районе на 50%.<BR>Показательно, что за последние годы в ИМО не поступали данные о нападении на суда под американским флагом, а в период 1991-1997 гг. отмечено только четыре случая нападения на американские суда и два -- на английские. За этот же период на российские суда нападали свыше 40 раз. Пик нападений на суда РФ (28) пришелся на 1993 г., когда резко снизилась активность ВМФ РФ. Сейчас в среднем происходит три нападения на суда РФ в год. Случаи пиратства учащаются, когда в прибрежных странах происходят экономические потрясения. Например, кризис 1997 г. в Индонезии стал катализатором пиратских нападений в этом районе.<BR><B>Похищение судна</B><BR>Порой целью пиратов становится не груз, а судно. Его похищение происходит по предварительному заказу. С помощью агентуры в портовых службах пираты получают сведения (за $2-5 тыс.) о нужном корабле, сроках и маршруте его движения. В море судно догоняют или поджидают в удобном месте на скоростном катере. Затем вооруженные пираты захватывают судно. Защищаться гражданским морякам нечем. Пистолет есть только у капитана -- на случай бунта команды.<BR>Экипаж оставляют на необитаемом острове или высаживают в спасательные шлюпки (плоты). Затем меняют название и оформляют фальшивые документы (за $5-6 тыс.). По данным ИМО, некоторые заказчики, если им доставят нужное судно в течение 3 дней, готовы платить до $300 тыс. Порой пираты вооружены только холодным оружием. В апреле 2001 г. к российскому сухогрузу, шедшему из Сингапура, подошли две лодки, с которых на борт забралось 20 человек с дубинками и металлическими прутьями. Охрана судна -- шесть малазийцев -- сопротивления не оказала. Тогда экипаж теплохода, вооружившись подручными средствами, отразил нападение, попросту выкинув пиратов за борт. Никто из членов экипажа не пострадал.<BR><B>Моряки -- не охрана</B><BR>Приведем рассказ российского штурмана, который длительное время плавал на больших сухогрузах, принадлежащих западным компаниям: "Есть инструкция -- в случае нападения пиратов никакого сопротивления не оказывать, выполнять все их требования. Владельцы судов и груза прекрасно осознают, что борьба с пиратами и защита грузов -- не забота моряков. Нам платят за прием контейнеров. Кроме того, все застраховано -- и потери возместят. Однако в моей практике был случай нападения пиратов. Мы стояли на рейде, к судну незаметно подошел катер, с которого на борт проникли вооруженные люди. Капитан приказал всем укрыться в рубке корабля. Все люки задраили, попасть к нам или в машинное отделение можно было только по одному коридору. Заранее в конце коридора был установлен мощный брандспойт, способный давать напор воды в несколько сот атмосфер. Пираты попробовали сунуться, но струя воды не позволила им ни идти, ни даже ползти. Пираты ограничились тем, что разгрузили несколько контейнеров с дорогим оборудованием (компьютеры, бытовая техника). Кстати, они безошибочно определили, в каких из более чем 300 контейнеров самый дорогой груз. Контейнеры с полиэтиленовой пленкой даже не стали открывать. Видимо, информация была получена заранее".<BR><B> Районы пиратства</B><BR>В период 1991-1997 гг. морскому разбою подвергались суда 62 стран в водах, прилегающих к 56 государствам мира. Чаще всего нападениям подвергаются сухогрузы (30%), танкеры и контейнеровозы (по 11%), рыболовные суда (около 11%). Увеличивается количество нападений на суда, перевозящих химические грузы, на пассажирские суда (в основном паромы). Наиболее уязвимы суда небольших и средних размеров водоизмещением 4-20 тыс. тонн с экипажем 18-20 человек, имеющие невысокий борт. Стабильно (два-три случая в год) разбойным нападениям подвергаются яхты, где отдыхают богатые туристы.<BR>Основными районами пиратских нападений являются: Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Южно-Китайское море, Западная Африка, Индийский океан и Восточная Африка, Южная Америка и Карибское море.<BR>Три четверти всех нападений в Юго-Восточной Азии совершаются в районе Филиппин и Индонезии. Из 115 пиратских атак, совершенных во всем мире в первой половине 1999 г., 49 было совершено в этом районе. Южно-Китайское море остается самым пиратским. В 1997 г. там был зафиксирован 101 случай морского разбоя (40% всех нападений в мире). В 1997 г. было совершено 45 нападений (в 1996 г. -- 32), из которых более половины произошли в Бразилии, в том числе 14 -- в порту Рио-де-Жанейро и восемь -- в порту Сантос. Растет число пиратских нападений, совершаемых в Средиземном и Черном морях. В 1995 г. было совершено два нападения, в 1996 г. -- четыре, в 1997 г. -- 11.