00:0001 октября 200100:00
28просмотров
00:0001 октября 2001
На рынке создания и внедрения средств автоматизации производства борются две группы компаний -- разработчики информационных систем и бизнес-консалтинговые агентства. О взаимовыгодном сотрудничестве стороны пока не договорились.
<BR><BR>На рынке создания и внедрения средств автоматизации производства борются две группы компаний -- разработчики информационных систем и бизнес-консалтинговые агентства. О взаимовыгодном сотрудничестве стороны пока не договорились.<BR>Условно конкурентов можно разделить на два лагеря: компьютерщиков, или разработчиков ПО, и консультантов. Первым зачастую не хватает опыта и знаний консультантов, которые, в свою очередь, порой не могут соперничать с компьютерщиками в знании информационных технологий. В итоге страдает заказчик. По данным компании PricewaterhouseCoopers, на Западе число неудачных внедрений, к примеру, систем класса ERP достигает 28%. В России такой статистики нет, но, по мнению участников рынка, она более печальна.<BR><B>Два берега одной реки</B><BR>"В последнее время мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда предлагаемых нами услуг по разработке и внедрению информационной системы оказывается недостаточно, -- рассказывает менеджер по PR компании Digital Design Григорий Лукьянов. -- Клиенты хотят получить не только программную среду, но и решение своих бизнес-задач. Однако самый высококлассный проектировщик программного обеспечения часто не в состоянии детально разобраться в конкретном бизнесе".<BR>На рынке разработки информационных систем компания Digital Design работает с 1992 года. Первые 5 лет существования компания занималась исключительно внедрением существующих информационных систем. Затем руководство компании пришло к мысли, что автоматизация производства немыслима без сотрудничества с консалтинговыми компаниями. Сейчас с несколькими потенциальными партнерами ведутся переговоры о возможном сотрудничестве.<BR>Компании -- разработчики ПО нанимают консультантов или формируют собственный отдел консалтинга. Только специалист по консалтингу может профессионально описать предметную область и понимать цели автоматизации с точки зрения конкретного бизнеса. У этого подхода есть серьезный минус. Компания-разработчик вряд ли сможет обеспечить наличие бизнес-аналитиков по всем отраслям бизнеса.<BR><B>В другом лагере</B><BR>Заказы на автоматизацию производства берут также консалтинговые или аудиторские компании. Как правило, в результате проведенного аудита выявляются недостатки и предлагаются их решения. Для их автоматизации необходима работа системных аналитиков и программистов. Можно привлекать сторонних исполнителей на основе субподряда, а можно развивать собственные отделы информационного обеспечения.<BR>По пути создания собственной информационной службы пошли компании "Балт-Аудит-Эксперт" и "Объединенная консалтинговая группа". Соответствующие департаменты и отделы не только совершенствуют системы управления предприятиями, но и разрабатывают программное обеспечение для автоматизации бизнес-процесов. "Собственный отдел IT мы создали, в частности, и для того, чтобы снизить затраты наших клиентов, -- рассказывает президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа" Виталий Антощенко. -- Если заказ выполняют две фирмы, деля между собой аналитическую и информационную часть, то из-за разницы технологий появляются дополнительные расходы на согласование работы".<BR>"Компьютерщики считают, что решения, предлагаемые этими отделами, зачастую не являются оптимальными. Кроме того, их эффективность весьма условна, -- считает Григорий Лукьянов. -- Собственный отдел разработки в консалтинговой компании, как мне кажется, можно скорее назвать отделом настройки. Только сам разработчик может профессионально выявить тонкие моменты программного продукта и подсказать самый эффективный путь его использования".<BR>Это утверждение верно лишь отчасти, считает Виталий Антощенко. "Если работа информационного отдела консалтинговой компании строится по принципу факультатива, естественно, что профессионалы-программисты справятся с заказом лучше, -- говорит он. -- Если же создавать отдел серьезно, то разницы никакой нет. В конце концов, оборудование то же, и специалисты такого же класса. Другое дело, что опыт и практические наработки дают преимущество тем компаниям, которые вышли на рынок раньше, но это общее правило для всех".<BR><B>Третий путь</B><BR>Итак, петербургский рынок идет по двум дорогам -- консультанты создают отдел разработки, а разработчики создают отдел консалтинга. Однако теоретически возможен и третий путь развития рынка -- интеграция усилий, объединение двух видов деятельности. Форма объединения неважна -- это может быть поглощение, а может быть добровольный союз, в любом случае в результате должен появиться очень эффективный игрок. Тем более что западная практика предоставляет множество описаний проектов по автоматизации бизнес-процессов, где альянс между разработчиками и бизнес-консультантами был весьма эффективен. Виталий Антощенко считает такое сотрудничество оправданным при выполнении крупных или специфических проектов.<BR>Сейчас в Петербурге не более 10 специализированных компаний, которые занимаются внедрением и разработкой информационных решений для автоматизации производства. Это "АстроСофт", "Инталев-Софт", "Рексофт", "Документ А", Digital Design, "Медиа Стелс", "Парус-Петербург", "АйТи Информационные технологии". Из множества аудиторско-консалтинговых компаний решение телекоммуникационных задач берут на себя не более пяти. Это, например, "Балт-Аудит-Эксперт", "МКД Партнер", "Объединенная консалтинговая группа". Автоматизация производства стоит от нескольких десятков до нескольких миллионов долларов.<BR>