00:0028 сентября 200100:00
285просмотров
00:0028 сентября 2001
Из костей можно делать все -- от чайной ложки и наперстка до мебели, уверены петербургские мастера-косторезы.
<BR><BR>Из костей можно делать все -- от чайной ложки и наперстка до мебели, уверены петербургские мастера-косторезы.<BR>Центром петербургского косторезного промысла еще недавно можно было назвать объединение "Самсон". На комбинате был целый цех, работники которого изготавливали "ширпотреб" -- костяные пуговицы, статуэтки, шкатулки...<BR>Сейчас от косторезного цеха осталась лишь память и небольшой музей, где можно увидеть резные изделия -- от зверюшек до Московских ворот и Ростральных колонн.<BR>Почти 30 работников цеха отошли от ремесла, которым привыкли заниматься. Верность кости сохранили лишь трое -- супруги Новоселовы -- Алла и Андрей, и Алла Бойкова. В общей сложности на петербургском рынке изделий из кости трудятся меньше 10 человек. Зато на прилавках художественных салонов встречаются произведения тобольских, холмогорских и якутских мастеров. В этих областях России косторезный промысел развит гораздо больше, чем в Петербурге. Якутская костяная скульптура, например, пользуется огромным спросом у японцев и американцев.<BR><B>Потенциал</B><BR>"Если к косторезному промыслу подходить с точки зрения бизнеса, это может стать бездонной бочкой. Только деньги качай. Оборудование можно приобрести на том же комбинате -- оно уже практически списанное. Коровья кость стоит дешево. Надо только рынок сбыта найти -- это самое сложное", -- рассуждает Андрей Новоселов.<BR>Однако, чтобы наладить производство, нужны не только инструменты -- бормашина, шлифовальный и обдирочный круги, пила, токарный станок, но и необходимо отдельное помещение с вентиляцией: по словам косторезов, при обработке кости комната наполняется запахом паленой тряпки.<BR>По словам Аллы Новоселовой, самым большим спросом в салонах, "лавочках" при музеях и универмагах пользуются ажурные броши из кости. Их часто покупают иностранцы как сувенир. Более "серьезные" вещи -- костяные вазы, шкатулки, часы, подсвечники и шахматы -- ждут своего часа, вернее, хороших заказчиков, у косторезов дома. Способом привлечения клиентов являются выставки -- именно там поклонники художественной кости узнают о мастерах и делают заказы. "В основном это частные клиенты. В идеале, конечно, хотелось бы работать с банками и крупными фирмами. Мой учитель -- замечательный художник, косторез Николай Баторин работает в Архангельске именно с такими клиентами. Недавно, например, сделал на заказ вазу из кости мамонта, за которую получил $2 тысячи", -- говорит Алла Новоселова.<BR><B>От Парижа -- до Находки</B><BR>Петербургские косторезы, как и холмогорские, тобольские и многие другие, используют в основном коровью кость. Якутские мастера работают с моржовой костью и зубами кашалота. Время от времени российские косторезы изготавливают более дорогие изделия из мамонтовых костей. "Их можно найти в комиссионках, например. Или приобрести у геологов. Бывает, что "дефицитную" кость попросту дарят, принося на выставку. А вообще-то 1 кг кости мамонта стоит примерно $7 тысяч", -- сообщил Андрей Новоселов. Вообще же работать с коровьей костью -- это, скорее, традиция. В принципе, материалом могут служить и куриные, гусиные, свиные и даже человеческие кости. "Главное -- чтобы кость была непористой. Преимущество коровьей в том, что она больше. Бывало, что из одной бычьей кости, например, мы делали несколько предметов", -- говорит Андрей Новоселов.<BR>По словам петербургских косторезов, слоновую кость, изделия из которой очень дороги и наиболее ценны, приобрести еще сложнее, чем мамонтовую. Последнюю особенно часто лет 10-15 назад привозили из Якутии. Сейчас вывезти этот "раритет" с якутской территории можно только контрабандно.<BR>Процесс творчества может длиться от 1 дня до нескольких месяцев. Все зависит от сложности задачи, сноровки и настроения мастера. "Бывало, что на комбинате я за день мог сделать 30 штук слоников или ежиков. Это не слишком трудоемко, а оплачивались эти скульптурки хорошо, потому что пользовались спросом", -- вспоминает Андрей.<BR>Теперь же рынок сбыта изделий из кости довольно широк и разнообразен -- ажурную кость можно обнаружить даже в Антарктиде. "Институт Арктики и Антарктики тоже занимался продажей костяных изделий. Они ведь организовывают выезды туристов в Арктику. Вот и поставили там магазин, в котором сувениры продавали. Из моих изделий, например, продавались скульптурки белого медведя на льдине. Правда, потом этот магазин сгорел, вместе с сувенирами", -- поведал Андрей.<BR>Бывает, что косторезы выполняют заказы предпринимателей, переправляющих продукцию (в основном скульптурки животных) за границу. В роли заказчиков выступают и искусствоведы. Для них супруги Новоселовы делают ажурные, рельефные и гравированные наперстки. Говорят, эти вещицы пользуются неизменной популярностью в Париже.<BR><B>Памятник зубу</B><BR>В последнее время Новоселовы поделили сферу деятельности. Алла занимается в основном творчеством. Готовится к юбилею города, создавая оригинальные вазы, чаши и подсвечники с петербургской тематикой. Андрей делает брошки, которые пользуются спросом. Вообще, как считают мастера, из кости можно делать все -- и раму для зеркала, и бюро со множеством ящичков, и напольные часы. Даже платье костяное можно сделать! Или ажурный гвоздь -- сувенир для строителя, наперебой перечисляют Новоселовы.<BR>На полках в доме Новоселовых стоят забавные вещицы. Алла в годы своей работы на комбинате подбирала костяные "отходы", а потом из них делала бирюльки -- маленьких черепашек, пингвинов, зайчиков -- "память о цехе". "А я сделал памятник своему зубу! Когда зуб у меня выпал, я украсил его резьбой, и теперь он у меня стоит на почетном месте!" -- хвастается Андрей. Но Андрею Новоселову приходилось выполнять и ответственные заказы. Например, один экземпляр резных костяных Московских ворот был подарен Собчаку, другой -- Яковлеву. Всего же в послужном списке Андрея числится шесть Московских ворот.