00:0025 сентября 200100:00
51просмотров
00:0025 сентября 2001
Конкурентная борьба между столичными радиостанциями перекинулась в Петербург.
<BR><BR>Конкурентная борьба между столичными радиостанциями перекинулась в Петербург.<BR>Передел собственности на рынке достигнет пика в конце 2001 -- начале 2002 года покупкой москвичами очередной петербургской радиостанции. Может быть, и не одной. Петербургские радиостанции все больше становятся ретрансляторами московских сигналов.<BR><B>Новый порядок</B><BR>Летом 2001 года в Петербурге начали вещание две московские радиостанции -- "Наше радио" и "Love радио".<BR>Компания "Логоваз Ньюс Корпорейшн" приобрела 100% акций ЗАО "Модерн". И теперь на частотах "Радио Модерн" вещает "Наше радио". "Радио Петербург Ностальжи" уступило место в эфире "Love радио". Владельцы нового вещателя -- компания "АРС" и Игорь Крутой.<BR>По оценкам исследовательской компании "Комкон-СПб", в мае-июне 2001 года общая аудитория "Модерна" и "Ностальжи" составляла около 8,6% от общего числа радиослушателей Петербурга (соответственно 5,2 и 3,4%).<BR>Эти события свидетельствуют о том, что московские радиостанции начинают доминировать в городе на Неве.<BR>Московские радиокомпании уже давно занимают в Петербурге видные позиции: "Европа Плюс", "Русское радио", "Радио Шансон", "Радио Студио", "Радио FM107". В сумме на долю москвичей приходится до 40% петербургских слушателей.<BR>Холдинг "Русская Медиа Группа", обладая в Петербурге тремя радиостанциями ("Русское радио", "Love радио", "Радио Монте-Карло"), встал в один ряд по охвату аудитории с холдингом Metro- Media ("Эльдорадио", "Канал-Мелодия 91,1").<BR>Сергей Афанасьев, генеральный директор "Канал- Мелодия 91,1", уверен, что вхождение московских радиокомпаний в петербургский эфир остановить невозможно. К скупке радиостанций привела слабость прежнего управления. Это одна из причин.<BR>Такого же мнения придерживаются специалисты ЗАО "Комкон-СПб", составители рейтинга радиостанций в Петербурге. Вопрос только в том, какую радиостанцию купят москвичи в ближайшее время.<BR><B>Кто кого</B><BR>Главный претендент на продажу, по мнению операторов рынка, "Радио Балтика". У станции высокий рейтинг и хорошая репутация среди рекламодателей.<BR>Первым в списке покупателей значится "Логоваз Ньюс Корпорейшн". Цель -- продвижение радио "Ультра". Об этом руководство компании говорило после покупки ЗАО "Модерн".<BR>Купить "Радио Балтика", по мнению участников рынка, может ОАО "Газпром-медиа" через ЗАО "Медиа- Мост" ("Эхо Москвы", "Радио РДВ", "Спорт FM", "До-Радио"). Отчасти предположение, что "Медиа- Мост" купит "Радио Балтика" основано на том, что Александр Дыбаль, проработавший около 8 лет коммерческим директором на "Радио Балтика", возглавил департамент информационной политики в ОАО "Газпром".<BR>Однако Наира Паповян, коммерческий директор "Радио Балтика", подобных предположений не подтвердила.<BR>Процесс слияния петербургских радиостанций и "Медиа-Моста" осложняется отношениями собственности в компании (см. врезку 1).<BR>Покупку может совершить и "Русская Медиа Группа". Но операторы рынка полагают, что в петербургском портфеле этого холдинга уже достаточно радиостанций.<BR><B>Почему</B><BR><B>покупают станции</B><BR>Слияние радиостанций -- наиболее эффективный способ начать радиобизнес в Петербурге. Он позволяет инвестору избежать процедуры получения лицензии на право выхода в эфир на определенной частоте. Чтобы приобрести это право, надо участвовать в конкурсе, а его исход -- явление непредсказуемое.<BR>По цене оба способа сопоставимы. Стоимость действующего радиовещательного предприятия может достигать $2 млн. Минимальные инвестиции в новую радиостанцию составят $1400-1700 с учетом 2-годичного периода "раскрутки" (см. врезку 2).<BR><B>Рынок начал расти</B><BR>Время выхода на рынок новых радиостанций совпало с активизацией рекламодателя.<BR>Оборот петербургского рынка радиорекламы подрастет в 2001 году на 15-20%. По разным оценкам, фирмы города потратят на звуковую рекламу $3-5 млн. Больше половины рекламных денег собирут "Европа Плюс", "Эльдорадио", "ГТС -- Радио Петербург", "Русское радио", "Канал-Мелодия 91,1".<BR>По подсчетам Сергея Афанасьева, оборот рынка все еще отстает на 25% от уровня 1998 года. Это подтверждает генеральный директор ООО "Медиа Интернешнл" Алексей Южанов: "В 1998 году на центральных каналах -- "ОРТ", "РТР" -- появились региональные "окна", и петербургские предприниматели получили возможность размещать рекламу на ведущих каналах телевидения. Раньше компании давали рекламу преимущественно на радио".<BR>Демпинг --<BR><B>залог успеха</B><BR>Новые станции, приходя на рынок, начинают привлекать рекламодателей низкими тарифами. По мнению Ольги Масаловой, коммерческого директора "Эльдорадио", московские станции рушат рекламный рынок Петербурга. И этому помешать нельзя.<BR>Петербургские вещатели беспокоятся, что увеличение числа конкурентов и необоснованное снижение расценок приведут к снижению доходов от рекламы. А значит, упадет эффективность их бизнеса. И предприятие станет легкой добычей на растущем рынке.<BR>"Если радиокомпании продолжат демпинговать, то неминуемо их ждет участь уже купленных станций. Мы не будем ввязываться в ценовые войны", -- говорит генеральный директор "Канала-Мелодия 91,1" Сергей Афанасьев.<BR><BR>"Арсенал" против "Газпрома"<BR>Главный редактор ЗАО "Радиостанция "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов заявил о том, что коллектив радиостанции намерен создать новое радио под названием "Радио Арсенал".<BR>На такой шаг руководство радиостанции спровоцировало поведение главного акционера радиостанции -- ОАО "Газпром-медиа".<BR>В середине лета стороны договорились о том, что 9,5% акций "Газпром-медиа" продаст, чтобы ни у кого из акционеров не было контрольного пакета. Сначала щедрые акционеры хотели подарить ценные бумаги депутату Госдумы Борису Немцову, потом передумали и решили отдать их научному руководителю Высшей школы экономики Евгению Ясину.<BR>Пока владелец контрольного пакета акций "Эхо Москвы" остался прежним -- "Газпром-медиа" (52% акций). Журналистскому коллективу принадлежит 34% акций. Глава холдинга "Медиа-Мост" Владимир Гусинский подарил творческому коллективу 14%. Однако щедрый подарок руководителя арестовала Генпрокуратура РФ. По этим причинам коллектив радиостанции собрался участвовать в конкурсе на получение новой FM-частоты завтра, 26 сентября.<BR><BR><B>Входные барьеры на радиорынке</B><BR>$200-250 тыс. -- стоимость лицензии по Петербургу ($600-800 тыс. по Москве)<BR><B>$250 тыс. -- стоимость технического оснащения</B><BR><B>$40-50 тыс. -- необходимый объем оборотных средств в месяц</B><BR>На рубеже 1995-1996 гг., когда организовалось большинство радиокомпаний в России и Петербурге, создание станции стоило в 1,5 раза дешевле.