00:0020 сентября 200100:00
10просмотров
00:0020 сентября 2001
Турция и Иран. Общественный строй этих стран представляет собой две социально-политические модели, существующие на данный момент в качестве примера для подражания на Ближнем Востоке. От Сирии до Кыргызстана сталкиваются они друг с другом. Не в открытом пр
<BR><BR>Турция и Иран. Общественный строй этих стран представляет собой две социально-политические модели, существующие на данный момент в качестве примера для подражания на Ближнем Востоке. От Сирии до Кыргызстана сталкиваются они друг с другом. Не в открытом противостоянии, но в виде соперничества за влияние на формирование и поведение стран региона.<BR>Только у Турции и Ирана есть идеология, т.е. диагноз того, что беспокоит мусульманский мир, и рецепт для его лечения. Турция придает большое значение модернизации. Один турецкий идеолог сказал когда-то с жестокой откровенностью: "Это абсурд -- говорить об этой цивилизации и той цивилизации. В настоящее время в мире существует лишь одна цивилизация -- та, которая живет и движется вперед, а все остальные либо уже мертвы, либо умирают. Мы должны или присоединиться к этой единственной цивилизации, или остаться нецивилизованными".<BR>Конечно, это чересчур жесткая формулировка. Большинство турок менее радикально настроено. Тем не менее она дает понятие об основах философии кемализма (господствующие в стране идеи Кемаля Ататюрка), согласно которой, для того чтобы выжить и процветать, страна должна стать частью современной цивилизации, приняв многое, характерное для западной культуры, включая равные права для женщин, преподавание современных наук и отделение религии от государства таким образом, чтобы духовенство не могло больше принимать участия в управлении страной, а также в судебных процессах.<BR>Исламский Иран представляет собой полную противоположность турецкой модели. Его идеологию можно выразить следующим образом: "Источником всех наших бед является то, что мы отвернулись от нашей религии, отвернулись от нашей культуры. Мы переняли обычаи неверных. Единственной для нас возможностью добиться того, чего мы хотим, на что надеемся в жизни, как в нынешней, так и в последующей, является возвращение к подлинному исламу".<BR>Обе эти идеи имеют огромную притягательность. И не только в странах, о которых шла речь выше, но, что более важно, в мусульманских государствах, появившихся после распада Советского Союза. Именно эти страны оказались главным объектом внимания соперников. Правительство Ирана содержит целый ряд специальных органов, задачей которых является всесторонняя поддержка исламской революции, как словом, так и делом. Эти органы действуют в Сирии, Ливане и за их пределами. Турция же не признает даже желания играть миссионерскую роль. Они не пытаются нести кемализм другим народам, но являют собой пример, вызывающий у многих восхищение и стремление к подражанию.<BR>В остальном же исламском мире вопрос выбора иранской или турецкой модели приводит к серьезной конфронтации, как, например, в Алжире. В Египте существует сильная воинственная религиозная оппозиция. Афганистан и Судан находятся под контролем военных режимов.<BR>Экономическая ситуация в арабском мире определяет различные аспекты соперничества этих двух моделей. Арабский мир зависит от экспорта нефти и газа. Рано или поздно этому придет конец, либо потому что нефть будет вытеснена другими энергоисточниками, либо потому что иссякнут ее запасы. Согласно данным Всемирного Банка, экспорт всех арабских государств вместе взятых, за исключением нефти и газа, меньше, чем экспорт одной Финляндии. Добавим к этому увеличивающееся население региона, и получится экономическая катастрофа.<BR>Не имея значительных запасов нефти, Турция была вынуждена построить свою экономику без расчета на экспорт природных ресурсов, и до недавних пор ей это очень неплохо удавалось. Иран, однако, зависит от нефти. Различия в экономиках этих двух стран играют определенную роль в определении формы соперничества между ними, хотя отнюдь не помогают установить, что все-таки происходит. Так, например, бедный природными ресурсами Афганистан стал исламским государством, а богатый нефтью Казахстан следует под руководством Нурсултана Назарбаева авторитарно-демократической линии, проводимой в свое время Ататюрком.<BR>Многие страны в регионе, очевидно, не могут разобраться в данной ситуации. Они по-прежнему пытаются привлечь внешние силы к участию в их внутренних делах, поскольку после 200 лет колониальной и идеологической оккупации они потеряли привычку принимать самостоятельные решения. И в таком положении находятся все государства, за исключением Турции и Ирана, которые никогда не теряли независимость.<BR>Открывшиеся было возможности для соперничества этих двух моделей могут исчезнуть очень скоро из-за ужасных событий, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне, и возможного ответного удара Америки, направленного против террористов и тех, кто оказывает им поддержку.<BR>Бернард Льюис,<BR><B>профессор истории</B><BR><B>Ближнего Востока</B><BR><B>Принстонского</B><BR><B>университета</B><BR>Copyright:<BR>Project Syndicate/<BR><B>Институт гуманитарных наук, Вена</B>