00:0014 сентября 200100:00
8просмотров
00:0014 сентября 2001
Многие предприниматели вежливо считают, что уровень бизнес-образования в Петербурге достаточно высок. Руководители предприятий дают разные оценки. "В нашем городе сегодня можно получить хорошую базовую подготовку по общеэкономической теории, менеджменту,
<BR><BR>Многие предприниматели вежливо считают, что уровень бизнес-образования в Петербурге достаточно высок. Руководители предприятий дают разные оценки. "В нашем городе сегодня можно получить хорошую базовую подготовку по общеэкономической теории, менеджменту, финансам (СПбГУ, СПГУЭиФ, ВШЭ). В то же время специальные дисциплины, такие, как "Корпоративные финансы", "Оценка бизнеса", "Управление работой с клиентами", в Петербурге сегодня не представлены как образовательные курсы.<BR>Лично я предпочитаю не реже 1 раза в год проходить короткие (1 неделя) стажировки по специальным бизнес- дисциплинам за рубежом (Euromoney Trainings)", Д говорит Кирилл Андросов, первый заместитель генерального директора ОАО "Ленэнерго".<BR>Начальник отдела по работе с персоналом ЛОМО Татьяна Осипова, наоборот, полагает, что в целом рынок образовательных услуг пока еще слабо ориентирован на бизнес. "Уровень даваемых знаний больше ориентирован на теорию и зарубежную литературу, чем на опыт и практику бизнеса. В связи с этим мы прилагаем дополнительные усилия и сотрудничаем со многими вузами и средними специальными учебными заведениями. Это выражается в заключении с ними соответствующих договоров и соглашений, по которым идет целевая подготовка будущих специалистов для ЛОМО, в том числе углубленная стажировка на предприятии студентов старших курсов во время учебы с зачислением их в штат. Кроме того, расширено сотрудничество в области прохождения производственной практики. Обучение специалистов за рубежом проводится только в случае крайней необходимости из-за высоких затрат на обучение. В 2000 году мы посылали группу специалистов в Швейцарию для обучения работе с новым высокопроизводительным оборудованием. В состав группы входили рабочие и технологи".<BR>Валерий Успенский, начальник управления по персоналу и социальным вопросам ОАО "СЗ "Северная верфь", убежден, что "рынок образовательных услуг Петербурга ориентирован на изменяющиеся потребности в подготовке высококвалифицированных специалистов. За последнее десятилетие рыночные условия заставили академические и отраслевые вузы переориентировать свою деятельность в подготовке кадров с учетом потребностей бизнеса. Созданы и успешно конкурируют на рынке образовательных услуг новые высшие учебные заведения".<BR>Филипп Капчиц, генеральный директор фирмы Sela, считает, что петербургскому образованию в целом требуется повышение качества и приближение его к практике. А генеральный директор ЗАО "ЛенСпецСМУ" Вячеслав Заренков полагает, что рынок образовательных услуг в Петербурге ничуть не хуже зарубежного, но заграничный курс повышения квалификации все же не лишний для более высокого понимания сути бизнеса.<BR><B>Не по Сеньке шапка</B><BR>Подавляющее число специалистов со степенью МВА работают либо за границей, либо в зарубежных компаниях. Получая высокую зарплату, солидный компенсационный пакет и определенные социальные гарантии, они теряют возможность публично выражать собственное мнение без согласования с головным офисом, который находится в другом государстве.<BR>Сегодня в "Ленэнерго" нет специалистов со степенью МВА, хотя работает трое менеджеров, получивших образование в Европейских университетах (Oxford, London University). Нет обладателей дипломов МВА ни на ЛОМО, ни на "Северной верфи". Хотя на "Северной верфи" имеются специалисты, получившие образование в зарубежных университетах, проходившие стажировку на крупных иностранных предприятиях.<BR>"Качество специалистов МВА очень высокое, Д говорит Татьяна Осипова. Д Однако мы не можем широко его использовать, так как уровень зарплаты, который рынок труда предлагает таким специалистам, намного выше, чем зарплата, которую сегодня может реально платить предприятие. Кроме того, на российских промышленных предприятиях специалист МВА оказывается в условиях, когда он не может в полной мере применить полученные знания на практике из-за пока еще не вполне эффективного менеджмента. Несколько сотрудников, получивших такое образование, довольно быстро ушли с предприятия, получив очень выгодные предложения".<BR><B>Мобильность </B><BR><B>образования</B><BR>Бизнес все чаще обращает внимание на отдачу вложений в образование. Анализируя, что выгоднее: долгосрочное сотрудничество с одной тренинговой компанией или разные краткосрочные курсы, крупные предприятия склоняются в сторону мобильных кратких программ. <BR>"На ЛОМО предпочитают организовывать разные краткосрочные курсы, так как возникающие задачи имеют сильную специфическую направленность и круг этих задач очень широк для такого крупного предприятия, как ЛОМО", Д убеждена Татьяна Осипова. <BR>"Для крупного промышленного предприятия, каким является "Северная верфь", сотрудничества в подготовке кадров с одной тренинговой компанией явно недостаточно. При 2800 работающих на заводе за год проводится обучение более 3 тысяч человек. То есть некоторые проходят подготовку в течение года дважды по различным программам", Д говорит Валерий Успенский.<BR>"Я считаю, Д говорит Нина Хрящева, генеральный директор Института тренинга, Д что для фирмы выгоднее и полезнее долгосрочное сотрудничество с одной компанией. Причины разные: например, вырабатывается общий язык и с большим основанием можно считать, что на тренингах, а также в ходе работы до и после тренинга мы говорим об одном и том же. Но это только одна из многочисленных причин (это тема отдельного разговора). Хотя это не исключает, что топ-менеджеры компании пойдут время от времени на открытые программы, которые проводят другие тренинговые компании. Это дает возможность расширить опыт, посмотреть на один и тот же процесс/явление с разных сторон, получить стереоскопический взгляд на ситуацию".<BR>"Нет и не может быть специалиста, который хорошо умеет вести тренинг командного взаимодействия, тренинг продаж, эффективные закупки, мерчандайзинг для производителя и быть классным психодиагностом, Д говорит Борис Гамаюнов, генеральный директор ООО "РКН". Д У сотрудников тренинговой компании должен быть опыт работы в реальных бизнесах. Добросовестная компания не будет тянуть одеяло на себя и порекомендует коллег, даже конкурентов, которые сильны в других областях".<BR><B>Самооценка</B><BR>Как правило, мнение руководителей ведущих бизнес-школ Петербурга о состоянии рынка образовательных услуг политкорректно Д о конкурентах ни одного плохого слова. Лишь снисходительная улыбка: дескать, на рынке появились школы, дающие некачественное образование.<BR>Интересным, но не совсем объективным может быть мнение новых игроков на рынке бизнес-образования. Так, Тамила Железняк, директор по стратегическому развитию Центра высшего менеджмента "Город мастеров", заявляет, что "в России есть только одно место, где прилично учат в формате МВА: Академия им. Плеханова (Москва). Все остальное Д бред сивой кобылы. Да и в маленьком и среднем бизнесе МВА еще не скоро понадобятся, потому как "королевство маловато, разгуляться им негде".<BR>Александр Векшинский, ректор Северо-Западного университета психологии и организации управления, считает, что "сеть разноуровневого и разнонаправленного краткосрочного, и не всегда системного образования, сеть всевозможных стажировок на предприятиях, разнящихся как по отраслевым характеристикам, так и по уровню менеджмента, стилю и характеру отношений, может обеспечить профессиональный рост наших менеджеров.<BR>Как психолог с большим опытом в рекрутинге и экспертизе персонала, замечу, что существующая прямая зависимость между уровнем престижности образования и завышенной самооценкой специалиста при конкурсе на вокантное место в 80% случаев резко снижает его шансы на трудоустройство. Конечно, это прежде всего проблема адекватности оценки полученных знаний уровню их востребованности на рынке труда".<BR>"Петербургские бизнес-школы сегодня предлагают то качество, которого могут достичь. Поэтому вопрос о конкурентоспособности качества образования включает в себя прежде всего ответ на вопрос о конкурентоспособности по сравнению с кем или чем? Если речь идет о российских бизнес-школах, то, безусловно, да! Если о западных, то тоже да. Так как знание особенностей российского бизнеса Д значительное конкурентное преимущество", Д утверждает Евгений Креславский, директор института "Новые возможности". <BR>Впрочем, полагает Валентина Гайда, и. о. ректора Института практической психологии "ИМАТОН", "профессиональный успех управленца в нашей стране сегодня строится на иных законах и правилах ведения бизнеса: важны связи, способность вести "политические игры". Как и на Западе, менеджерами становятся не те, кто получил степень MBA, а люди, имеющие определенную личностную структуру, опыт работы, управленческие навыки, но и знания, конечно".