00:0011 сентября 200100:00
46просмотров
00:0011 сентября 2001
На петербургском рынке обуви наступила пора определенности - оптовые фирмы поделили между собой российских производителей.
То есть каждый торговец получил базового поставщика - обувную фабрику, преимущественно российскую, и кроме него этой обувью в Петербурге никто не торгует.<br>Такая ситуация сложилась после кризиса 1998 года. С одной стороны, объемы производства отечественных обувщиков увеличились почти в 2 раза, и каждый уважающий себя торговец смог обеспечить эксклюзивный набор товара российского производства. С другой - так проще работать.<br>И торговцы, соблюдая негласную договоренность, не лезут, как говорится, в чужой огород. "Если этого не делать, то весь Петербург будет ходить в одной обуви "а-ля "Скороход", - считает Анатолий Рябченко, генеральный директор ООО "Фараон".<br>Правда, это не означает, что фирмы торгуют исключительно одной маркой. Дабы обеспечить "богатство выбора", они разбавляют ее обычно "италией", но наибольшую прибыль все же приносит торговля "своей" базовой продукцией.<br><br>Сны о чем-то большем<br><br>Вторая тенденция заключается в том, что в будущем почти все торговцы намерены выводить на рынок и продвигать собственные торговые марки. Одной из возможных причин этого может быть то, что таким образом они смогут гарантировать себе подлинную эксклюзивность. Так как нет никаких гарантий, что фабрики, дистрибьюторами которых они сейчас выступают, в будущем не решат развивать собственную торговую сеть.<br>Технология создания собственной торговой марки предельно проста. На крупном обувном предприятии размещается заказ на изготовление обуви по индивидуальным эскизам и, возможно, индивидуальным колодкам. В этом случае фабрика-производитель не претендует на авторство.<br><br>Осенний марафон<br><br>С сентября по октябрь обувной бизнес в самом разгаре: это время сбыта зимней обуви, которая (в силу своей относительной дороговизны) дает до 50% годовой выручки. В 2000 году цены на зимнюю обувь повысятся в среднем на 30% (причина - рост цен на сырье).<br>За этот год цены на кожу выросли на 25%, а на мех - по разным категориям - на 50%. "В этом году мех начал дорожать очень резко, и нам даже пришлось закупать его в мае, чего раньше никогда не делали", - говорит Руслан Рахимов, начальник отдела маркетинга и отдела продаж ООО "Макси-обувь".<br>Вообще, в обувном бизнесе сырье всегда является камнем преткновения. Кожа, произведенная в России, - побочный продукт мясомолочного и шерстяного производства, а доля прибыли сельхозпроизводителей, приходящаяся на реализацию шкур, незначительна по сравнению с суммарной прибылью от других видов деятельности. Поэтому-то и нет зависимости между объемами сбыта и ценой на сырье.<br>Следовательно, объем производства шкур напрямую зависит не от спроса на шкуры, а от сложившейся конъюнктуры на рынках молока, мяса и шерсти. Поэтому, например, при увеличении спроса на шкуры объемы поставок не повышаются, а происходит лишь быстрый рост цен.<br><br>Страсти по Италии<br><br>По данным всероссийского обувного сайта, Итальянская ассоциация производителей обуви ANCI подсчитала, что объем поставок в Россию возрос почти в 2 раза. Однако это не такое значительное повышение, если учесть, во сколько раз упал этот объем после кризиса.<br>Кроме того, изобилие ботинок с лейблом Made in Italy вовсе не означает, что они действительно сделаны в Италии. Армянские обувщики, работающие в Петербурге (по оценкам "ДП", на их долю приходится не менее 30% всей производимой в Северной столице обуви), давно облюбовали итальянские подошвы и стельки. Этим родство петербургской "италии" с настоящей и ограничивается. Причем ничего противозаконного здесь нет - стельки и подошвы действительно завезены с берегов Адриатики.<br><br>О чем шепчет производство<br><br>На фоне общероссийского роста обувной промышленности Петербургкомстат свидетельствует о падении объемов производства в Северной столице с 1998 года почти на 20% ежегодно. Однако есть мнение, что это только видимость.<br>По данным Комитета экономики и промышленной политики (КЭПП) администрации Петербурга, фабрика ортопедической обуви за январь - июль 2000 года показала рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 113,9%, АО "Пролетарская победа", соучредитель и единственный владелец производственных мощностей "Ленвеста", - 182,8%. Немного сдала позиции фабрика "Динамо" - 95%. Остаются два производителя, которые и сделали "плохую погоду": "Скороход" - 76,2% и ОАО "Обувная фабрика "Виктория" - 1,1%.<br>Именно в этих двух компаниях и скрывается загадка статистического дефекта. Дело в том, что производственные площади фабрики "Виктория" задействованы пятью фирмами. "Виктория" либо перевела производство в эти дочерние структуры, либо сдала действительно сторонним организациям, но факт в том, что в Комитет по статистике данные от этих компаний не поступают. Хотя на фоне общего оживления экономики вряд ли дела фирм идут плохо.<br>Бывший "Скороход" теперь тоже представляет собой две структуры - ООО "Скороходъ" и ЗАО "Скороход-Мода". "Падение существует только де-юре, то есть на бумагах, фактически же, на мой взгляд, происходит рост", - полагает заместитель председателя КЭПП Ефим Гришпун.