EVAномика привязывает управление к результату

"Я жду от тебя результат в $100 тыс. EVA", Д такую фразу может бросить собственник своему управляющему на предприятии, использующем новую финансовую модель для оценки деятельности компаний Д Экономическая Добавленная Стоимость, или Economic Value Added (E

<BR><BR>"Я жду от тебя результат в $100 тыс. EVA", Д такую фразу может бросить собственник своему управляющему на предприятии, использующем новую финансовую модель для оценки деятельности компаний Д Экономическая Добавленная Стоимость, или Economic Value Added (EVA).<BR>Более чем 300 компаний во всем мире сейчас используют EVA. Как показывают результаты, большинство из них превзошли конкурентов. По данным журнала Fortune, такие компании, как АТ&T, CSX, Coka-Cola, Brings and Stratton, Quaker Oats и другие, внедрили EVA как параметр, оценивающий внутреннюю деятельность компании. После внедрения EVA эти компании рапортовали о таких улучшениях: компании стали фокусироваться на прибыльных рынках и клиентах, вознаграждения менеджеров совпали с ожиданиями акционеров, менеджеры рационально распоряжаются активами, приоритет в инвестировании отдавался наиболее эффективным проектам.<BR><B>Цепные менеджеры</B><BR>Наиболее важным при использовании EVA является возможность увязки вознаграждения менеджеров компании с финансовыми результатами. <BR>Предположим, что бонусы управляющего (некое подобие российской 13-й заработной платы) равны 20% ЕVА, и если бизнес имеет чистых активов на сумму в 1 млн и стоимость капитала составляет 20%, то управляющий знает, что ему необходимо заработать $300 тыс., чтобы получить свои бонусы в размере $20 тыс. <BR>Использование Экономической Добавленной Стоимости в компаниях как инструмент оценки делает понятным их менеджерам, что же они должны делать, для того чтобы вознаградить своих акционеров, т.е. в большей мере инвестируя в такие активы, чья доходность больше, чем "себестоимость" финансирования этих активов. <BR>Довольно часто компании, которые оценивают своих менеджеров процентом дохода на рабочий капитал, подталкивают этих менеджеров уменьшать активы в надежде увеличить и без того высокую доходность. Этим лишают своих акционеров возможности, которую они могли бы иметь, если бы менеджеры инвестировали в другие активы, чья доходность выше, чем стоимость капитала. Подобные инвестиции вполне могут создать стратегическое преимущество и быть источником будущего роста возможностей компании.<BR><B>Многообразие форм</B><BR>Компании, которые внедрили EVA как меру оценки деятельности, используют ее различными, но связанными путями.<BR>На корпоративном уровне EVA используется для принятия управленческих решений относительно должной структуры капитала компании, оптимального количества подразделений и видов продукции и как распределять денежный поток внутри компании между подразделениями, чтобы обеспечить доходность, наибольшую для акционеров.<BR>На уровне подразделений EVA используется как инструмент для определения целей, формулирования стратегии и повышения меры ответственности менеджеров за те элементы EVA, которые находятся под их контролем.<BR>На уровне видов продукции и каналов продвижения EVA используется как базис для оценки эффективности маркетинговой стратегии и более широко Д для оценки доходности инвестиций и бизнес-процессов. Внедренная должным образом в схему вознаграждения менеджеров EVA стимулирует менеджеров строить бизнес таким образом, чтобы доходность на активы была выше, чем альтернативные возможности акционеров.<BR>Данную финансовую модель вполне можно внедрить и на рядовом российском предприятии с некоторыми допущениями, такими, как соответствие отчетности GAAP/IAS. Но, принимая во внимание неразвитость российского рынка ценных бумаг, информационную непрозрачность эмитентов, нежелание собственников выстраивать эффективную систему поощрения менеджеров, очевидно, что подобная инновация нескоро приживется в отечественном бизнесе.<BR><BR>Возможности для повышения EVA<BR>Действия, направленные на увеличение операционной прибыли:<BR>n Сменить сегмент рынка на больший или быстро растущий;<BR>n Повысить присутствие во всех стратегически важных регионах;<BR>n Внедрить скидки на количество отгружаемых материалов и услуг;<BR>n Снизить постоянные затраты, т.е. энергосбережение, пересмотреть затраты на страховку;<BR>n Пересмотреть всю отчетность и информационные процессы для устранения бесполезных отчетов и затрат, связанных с их подготовкой.<BR>Действия, направленные на снижение среднего уровня рабочего капитала:<BR>n Снизить дебиторскую задолженность, стимулируя условиями досрочного погашения;<BR>n Снизить уровень запасов;<BR>n Обсудить с поставщиками снижение времени доставки сырья;<BR>n Консолидировать закупки комплектующих и материалов;<BR>n С крупными поставщиками торговаться за более выгодные условия оплаты;<BR>n Продать излишек недвижимости;<BR>n Заменить дорогие источники финансирования более дешевыми;<BR>n Ликвидировать незагруженные производственные мощности.<BR>Действия, направленные на снижение стоимости рабочего капитала:<BR>n Увеличить число банков-кредиторов; <BR>n Обсуждать комиссии за услуги; <BR>n Искать альтернативные источники финансирования; <BR>n Усилить и расширить кампанию по привлечению инвесторов.