00:0017 августа 200100:00
28просмотров
00:0017 августа 2001
Звон Д вроде бы нематериальная субстанция. Однако с коммерческой точки зрения это мнение явно ошибочно: производство звона является основным источником доходов нескольких российских компаний.
<BR><BR>Звон Д вроде бы нематериальная субстанция. Однако с коммерческой точки зрения это мнение явно ошибочно: производство звона является основным источником доходов нескольких российских компаний.<BR>В России много церквей. Только в Петербурге и области, по официальным данным местной епархии, в конце 1990-х действовало 250 храмов, 41 домовая церковь, семь мужских и три женских монастыря. Каждому храму положено иметь колокол, а лучше несколько. Так, для храма Христа Спасителя было изготовлено 14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн.<BR>Емкость российского "колокольного рынка", по различным экспертным оценкам, колеблется от 2000 до 5000 единиц продукции. С учетом того, что цена весомых образцов идет на десятки тысяч долларов, данный бизнес имеет весьма "звонкую" привлекательность. Но Петербург пока звонит вполголоса. <BR>Чей будешь?<BR>На отечественном колокольном рынке действует около 10 серьезных игроков. В их число входит и петербургский Балтийский завод. Но его доля в общем объеме производства пока невелика. Если Балтийский завод за последние годы отлил всего 40 колоколов, то воронежская фирма "Вера" Д около 9000. Колокольной же столицей России является именно Воронеж: помимо "Веры" здесь функционирует еще как минимум два предприятия, специализирующихся исключительно на "звонкой продукции". Иногородним бизнесменам удается получать заказы от церквей, расположенных в Северо-Западном регионе: к примеру, та же "Вера" делала колокола и куранты для Петрозаводска, Великого Новгорода, Валаама и др.<BR><B>Первый звонок</B><BR>В огромном цехе ОАО "Балтийский завод" собралась толпа. Люди в спецодежде и костюмах в ожидании смотрели на священника. Неподалеку в печи "варился" колокол. Квадратная форма ждала металла. Пока шел процесс "варки", священник читал молитву, освящал невзрачную форму, брызгал святой водой, а потом бросил в печь несколько серебряных монеток. "Чтобы колокол лучше звучал", Д пояснил кто-то. Подогнали кран с огромным ковшом. Через несколько минут все было кончено: колокольный сплав "успокоился" внутри формы.<BR>Обычно колокол "доходит до кондиции" в этой форме около недели. Затем форма разбивается, открывая взору необработанно-золотистую "болванку". Она последовательно "доводится до ума": на боках вручную чеканятся лики святых, делаются надписи, колокол "старится", приобретая патину и т.д. и т.п. Самый последний этап Д испытания, которые заключаются в том, что в колокол интенсивно звонят. При этом колокольный звон слышен в нескольких заводских цехах. По словам специалистов, "при ударе в идеальный колокол одновременно должны быть слышны три звука Д основной тон, а также обертон терцией выше и тон "гудения" октавой ниже". При этом знатоки откровенно заявляют, что идеальных колоколов не бывает: благодаря этому каждый колокол имеет свой, ни на кого не похожий голос.<BR>"Но самые лучшие испытания Д непосредственно на месте постоянной "дислокации". Когда наш колокол впервые зазвонил в городе Пыталово, звон стоял такой, что военные забеспокоились, связались со священником: "Что у вас случилось?" Там храм построен очень удачно: колокольня высокая, кругом простор", Д рассказывает инженер по маркетингу ОАО "Балтийский завод" Ольга Студилова. В итоге изготовление одного колокола Д от разработки схем и чертежей до испытаний звоном Д занимает на Балтийском заводе примерно 2 месяца. "В производстве занято несколько десятков рабочих. Металл к плавке готовят пять-шесть человек, к формовке Д еще двое-трое. Участвуют чеканщики, обрубщики и т.д.", Д перечисляет первый заместитель генерального директора ОАО "Балтийский завод" Ростислав Гусев.<BR><B>Время лить колокола</B><BR>Несмотря на высокие темпы регионального церковного строительства, Балтийский завод остается единственным в Петербурге крупным "колокольным" предприятием. Говорят, "Монументскульптура" в свое время тоже делала колокола, однако затем их производство было свернуто. Комментировать причины этого шага представители предприятия не стали, сославшись на нехватку времени. Кроме того, отливкой колоколов в городе занимаются и некоторые кустари, но серьезного влияния на рынок они не оказывают. В результате, пользуясь монопольным положением, Балтийскому заводу удается привлекать клиентов, принадлежащих к различным церковным конфессиям. Так, недавно завод получил заказ от выборгского евангелистско-лютеранского храма.<BR>"Наш бронзолитейный цех Д самый крупный в России: в общем-то мы можем делать отливки до 40-50 тонн. Конечно, в основном мы производим гребные винты для судов, но в отливке колоколов нет ничего сложного", Д объяснил ситуацию Ростислав Гусев.<BR>"Заказывая колокол, специалисты в первую очередь обращают внимание не на габариты, а на звучание. На него оказывает влияние множество факторов Д отсутствие трещин, хорошие геометрические характеристики, качество механической обработки и т.д. Колокол считается нормальным, если звук не умолкает в течение 35 секунд", Д рассказывает Ольга Студилова.<BR>Первым большим заказом Балтийского завода в середине 1990-х годов стал колокол для Казанского собора. По информации сотрудников собора, стоимость заказа Д примерно 150 млн неденоминированных рублей Д оплатил тогда клуб "Невский проспект". "Затем мы делали колокола для петербургских, московской, минской и других церквей. Самым крупным был колокол для Москвы Д 2,5 тонны. Но заказывают и маленькие Д 5-килограммовые. Чаще просят изготовить один колокол. Но бывает, что нужен целый колокольный ряд Д семь колоколов различных размеров. Сейчас заказов идет все больше Д их количество возросло уже до пяти в месяц", Д конкретизирует Ольга Студилова.<BR>"На стоимость колокола в основном влияет стоимость материала: металл нынче дорогой. Медь дорогая, олово Д еще дороже. Плюс работа. Немаловажно и то, что заказывают Д чистый колокол или украшенный орнаментом, с надписями и ликами святых", Д говорит Ростислав Гусев. В итоге 5-килограммовый колокол обходится покупателям в $500-1000. Цена больших "изделий" индивидуальна: базовой величиной при подсчетах является стоимость 1 кг отливки. На разных предприятиях колокольная "смесь" стоит от 200 до 300 руб. Таким образом, без учета "отделочных" работ 200-тонный царь-колокол обошелся бы современным заказчикам минимум в $2 млн.