Тургенева сделали крупным писателем

В первой декаде августа откроется памятник Тургеневу, который напомнил о том, что памятники появляются примерно так же, как и дети, и точно так же никогда не ясно, что вырастет из проекта.Тургенев представлен таким, каким он выглядел в последние дни с

<BR><BR>В первой декаде августа откроется памятник Тургеневу, который напомнил о том, что памятники появляются примерно так же, как и дети, и точно так же никогда не ясно, что вырастет из проекта.<br>Тургенев представлен таким, каким он выглядел в последние дни своей жизни. Его лик сделан по посмертной маске, что отвечает духу города: Петербург — город пожилых людей и реалистических традиций. Хотя конечно же от нового всегда хочется чего–то необычного.<BR><B><br>Скульп–туры</B><br>Памятник Тургеневу уже давно стоял в градостроительных планах: в городе много Пушкиных, есть Гоголь и Достоевский, при том что Тургенева — ни одного. Хотя писатель начинал свою литературную карьеру в столице, здесь же, в районе Манежной площади, познакомился с Полиной Виардо; в 1843 году она останавливалась в Демидовской гостинице на углу Малой Садовой и Невского проспекта. Сам писатель также часто гостил поблизости — в квартире Боткина, окна которой выходят на Михайловский манеж (где Тургенев имел собственную лошадь), захватывая теперь и нынешний памятник. <br>Изначально КГА планировал изваять бюст Тургенева для одноименной площади. Но против бюста и площади, ничем не связанной с писателем, выступил Пушкинский дом. После этого в 1998 году администрация города объявила конкурс уже на фигуру и место одновременно. Авторами одобренного проекта стали Валентин Свешников и Ян Нейман. Оба — известные скульпторы. В числе знаковых работ Свешникова — памятник Ломоносову возле Университетской набережной, Неймана — памятник Жукову в парке Победы. <BR><B><br>Голая реальность</B><br>По плану скульпторов, Тургенев оказался вплотную приближенным к «свежевыстроенному» дому по адресу: Итальянская, 12 А. Почти на том же месте, где среди вьюнков и бурьяна, «синяков» и скамеек стояли некогда садово–парковые образцы сталинской эстетики.<br>Новая фигура не менее реалистична. Как это свойственно Петербургу — консервативна и несколько крупновата. Из новых поспорить с ней может разве что памятник Александру Невскому, что предназначен для площади перед Александро–Невской лаврой. По мнению некоторых архитекторов, уменьшение пьедестала или же вовсе его отсутствие больше украсило бы Староманежный сквер. Но, по словам Валентина Свешникова, пьедесталы — традиция Петербурга, отказаться от которой значило бы лишить город стиля.<br>Казалось бы, размеры самого писателя тоже могли быть более скромными, тем более что дом жилой, а не учрежденческий, стоит он в маленьком сквере, а не на площади. И Тургенев в домашнем, например, халате или же с ружьем (случайно дата открытия памятника совпала с 150–летием окончания «Записок охотника») не меньше пришелся бы ко двору, чем великан, осененный мыслью из школьной хрестоматии, странник, погруженный в себя. <br>«Что касается реалистичности работы, неужели можно представить себе реалиста Тургенева иным? — риторически вопрошает Ян Нейман. — Мне кажется, люди привыкнут к его размерам. Например, когда ставили аникушинского Пушкина, многие считали его слишком маленьким, а сейчас уже все привыкли. Вообще, когда Тургенева с помощью подъемного крана опустили перед домом, я вздохнул с облегчением: «в десятку». Важно было, чтобы дом не подавил памятник».<BR><B><br>Архитектурные споры</B><br>Когда архитекторы дома Марк Рейнберг и Андрей Шаров в 1999 году узнали о «параллельном» проекте, они были немало удивлены. Тем более, что, по замыслу авторов скульптуры, Тургенев должен был сидеть не далее 5 метров от будущего входа, что вынудило бы выходящих жильцов сталкиваться с тургеневской спиной. По словам Андрея Шарова, ради писателя скульпторы предлагали архитекторам отказаться от центрального входа и сделать два боковых. «Это было совершенно невозможно, поскольку изменило бы площадь квартир и повлияло бы на планировку лестниц, — объясняет Андрей Шаров. — Авторы памятника настаивали на том, чтобы еще больше приблизить его к зданию. Но в результате длительных переговоров все сошлись на том, чтобы отодвинуть памятник от фасада на 8 метров». «Впрочем, не все памятники хорошо смотрятся на открытом месте. Например, мне кажется, что за шемякинским Петром I слишком много пустого пространства», — продолжил свою мысль Андрей Шаров, давая повод для иронии: видимо, в Петропавловке тоже не хватает элитного дома. <br>Обычно памятники появляются всего за несколько дней до своего официального рождения — запеленутым сюрпризом. <br>Памятник Тургеневу установили внезапно — почти за полтора месяца до его открытия, одновременно со сдачей дома. В противном случае пришлось бы дважды сносить ворота и благоустраивать территорию.