Русскоязычное население становится ходовым товаром

Правительство РФ одобрило новую концепцию миграционной политики и программу ее реализации на 2001–2002 и последующие годы. В качестве основной задачи концепции миграционной политики определено обеспечение государства трудовыми ресурсами и разрешение пробл

<BR><BR>Правительство РФ одобрило новую концепцию миграционной политики и программу ее реализации на 2001–2002 и последующие годы. В качестве основной задачи концепции миграционной политики определено обеспечение государства трудовыми ресурсами и разрешение проблем, создавшихся в демографической сфере.<br>В настоящее время Россия, по заверениям чиновников, ежегодно теряет приблизительно 700 тыс. человек из–за превышения смертности над рождаемостью. Как заявил на заседании Правительства, где обсуждалась новая концепция, министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ Александр Блохин, если численность населения будет снижаться такими темпами, то к 2050 г. население страны составит всего около 85 млн человек. Ситуацию в Петербурге и Ленинградской области комментирует руководитель Территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Санкт–Петербурге и Ленобласти Сергей Тарасевич.<br><br>— Как известно, одобрена концепция миграционной политики, далее, наверное, последует разработка конкретной программы. Что нужно сделать Правительству, чтобы население страны не убывало такими темпами? <br>— Чтобы численность населения страны оставалась на уровне приблизительно 140 млн человек, Россия должна ежегодно принимать от 700 тыс. до 1 млн переселенцев, так считают разработчики концепции, и этим миллионом вполне могут быть русскоязычные граждане, проживающие в странах СНГ. Конечно, программа потребует конкретных вложений. Сейчас мы располагаем деньгами только из федерального бюджета, с отставанием от реальной потребности в несколько лет, обеспечиваем вынужденных переселенцев жильем. На сегодняшний день из 5 тыс. нуждающихся обеспечили только 1 тыс. Всего в Петербурге и области живут 20 тыс. вынужденных переселенцев. <br>Сегодня жилье для них покупает федеральный бюджет, а нужно, чтобы в этом были заинтересованы и местные власти — чтобы получать дополнительные рабочие руки и дополнительных налогоплательщиков. Хотя, если рассмотреть возможности переселенцев как налогоплательщиков, из них 60% составляют люди пенсионного возраста и малолетние дети и только 40% — трудоспособного возраста. Сегодня в Петербурге это всего 8 тыс. <br><br>— Кого по закону считают вынужденным мигрантом?<br>— Тех, для кого существует реальная угроза подвергнуться дискриминации по расовому, религиозному, языковому или национальному признаку. И, конечно, тех, кто уже подвергся угрозам и хотел бы переехать в РФ. Сюда, кстати, до сих пор не попадают беженцы из Чечни, потому что термина «военные действия» нет в законе.<br><br>— Из каких регионов сегодня едут в Петербург?<br>— Практически завершился поток вынужденных переселенцев из стран Балтии. Те, кто хотел переехать в Россию, уже в большинстве своем переехали, а те, кто реально оценил условия, предлагаемые Балтийскими странами своим жителям, даже и с паспортом определенного цвета, решили остаться.<br> На одну чашу весов потенциальные переселенцы клали свое желание переехать в Россию, на другую — те тяготы, с которыми им здесь придется столкнуться. Тем не менее на постоянное место жительства в Петербург и Ленинградскую область кроме внутренних мигрантов из Чечни едут переселенцы из Украины, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Азербайджана и Таджикистана.<br><br> — Известно ли Вам что–либо о том, что в странах, откуда идет постоянный поток мигрантов в Россию, переселенцам приходится сталкиваться с сопротивлением властей, которым не хочется терять рабочую силу, налогоплательщиков?<br>— Я не слышал о таких случаях. Может быть, сопротивление существует, но на каком–то негласном уровне. А с некоторыми странами, например Латвией и Киргизией, у нас существуют двусторонние соглашения о переселении граждан. Эти соглашения предусматривают сохранение собственности на территории покидаемой страны, денег в банке. На Украине, например, отъезд граждан на заработки в Россию только приветствуется — это дополнительное снижение социальной напряженности.<br><br>— Занимается ли ваше ведомство трудоустройством вынужденных переселенцев, и какие отрасли, по вашему мнению, в них сегодня нуждаются?<br>— Вообще мы не занимаемся трудоустройством вынужденных переселенцев, у нас нет для этого ни специальной службы, ни денег. Но мы работаем в тесном контакте с Федеральной службой занятости, у нас есть договор о сотрудничестве. В рамках новой программы миграционной политики обсуждается возможность создания баз данных по регионам, воспользоваться которыми сможет любой человек, морально готовый стать вынужденным переселенцем. Прежде чем ехать и везти семью на другой конец света, он глянет в компьютер и решит, сможет ли он рассчитывать на работу в этой местности по своей специальности и с определенной зарплатой.<br>Что касается отраслей, то мы впервые столкнулись с этим, может быть, год назад или чуть больше, когда петербургские компании, в основном это строительные фирмы и возрождающееся производство, обратились к нам с «целевым заказом». Им нужны рабочие различных специальностей, строительных в основном, а также станочники, достаточно высокой квалификации, с неплохой зарплатой. Их не могут найти в Петербурге.<br>Явно ощущается «тоска по лимиту» — жесткий контракт, например, на 3 года, затем — возможная покупка жилья, в том числе и за счет федеральных средств, и за счет средств компаний, и продление контракта на следующий срок. Таким образом, разрабатываемая программа по новой миграционной политике должна учитывать и возможности местных бюджетов, и возможности и потребности компаний регионов.<br><br>— Что необходимо сделать для того, чтобы миграционные процессы могли быть управляемы на уровне региона?<br>— Надо регулировать потоки встречной информации, создавать, как я уже говорил, информационные базы данных. Мы уже пытаемся создать у себя специализированный отдел, который занимался бы координацией информации. Переселять людей в регион можно, только если его ждет здесь работа и жилье. Это должно быть прописано и в законе, и в программе. Но, как известно, от концепции до реальной программы зачастую далеко. К сожалению, пока мы не имеем законных оснований брать на себя обязанности рекрутеров. Хотя, возможно, в связи с новыми разработками будут создаваться специальные государственные структуры — агентства, которые будут заниматься «продажей» переселенцев в определенные регионы в соответствии с их запросами. <br><br>— Могут ли переселенцы, на Ваш взгляд, существенно улучшить демографическую ситуацию в регионе?<br>— Вряд ли новые переселенцы смогут решающим образом повлиять на демографическую и экономическую ситуацию в регионе. Чтобы остановить процессы депопуляции, надо предложить обществу что–то другое — например, стимулы для создания семьи и рождения детей. Существенное увеличение пособий, льготное кредитование покупки жилья. Изменение демографической ситуации за счет вынужденных переселенцев.<br>