Билетный рынок переделывают у кассы

В Петербурге, продается около 15 млн театральных и концертных билетов в год. Это составляет, по разным оценкам, $10-15 млн. К концу 2001 года почти 70% этих денег будет проходить через одни руки.

<BR><BR>В Петербурге, продается около 15 млн театральных и концертных билетов в год. Это составляет, по разным оценкам, $10-15 млн. К концу 2001 года почти 70% этих денег будет проходить через одни руки.<BR>Весной 2001 года (см. "ДП" №67/01) Дирекция театрально-зрелищных и спортивно-концертных касс (ДТЗСКК) начала создавать единую сеть по продаже билетов. Сейчас этой организации принадлежит около 50% тикетингового рынка. Частные распространители делят 10-15%, а остальное театры и концертные залы продают сами. <BR>После внедрения автоматизированной системы, которая свяжет театры с ДТЗСКК в единую компьютерную сеть (это должно завершиться к началу театрального сезона), частные распространители теоретически должны оказаться не у дел.<BR>В дальнейшем сеть намерена охватить и другие сегменты рынка - спортивные мероприятия, клубы, кинотеатры и музеи. С этим связаны планы по созданию к 2003 году информационного центра о культурных событиях в городе, сайта, курьерской доставки и других проектов - под управлением Дирекции театральных касс. <BR><BR><B>Администраторская</B><BR>Одновременно с началом проекта изменилась структура ДТЗСКК. Возглавил государственное учреждение Сергей Панфилов, по образованию финансист, работавший ранее в инвестиционных и банковских сферах. Так или иначе в финансовых плодах своей деятельности Сергей Панфилов не сомневается: "В наших планах с 1 января 2002 года перестать пользоваться бюджетным финансированием, а через 3 года "вернуть инвестиции". По словам Сергея Панфилова, возможно, предприятие будет переведено в форму ГУП "для защиты инвестиций". Об акционировании обновленного предприятия речь пока не идет, но вряд ли этого также нет в планах ДТЗСКК. <BR><BR><B>Весь мир - театр</B><BR>Изменения на билетном рынке затронут многих его участников. ДТЗСКК планирует прекратить сотрудничать с промоутерами и полностью переключается на договоры с "площадками", выполнение обязательств которых, по словам Сергея Панфилова, легче контролировать. Вместе с тем театры автоматически смогут получать обратную связь в виде информации о динамике продаж, клиентах и прочих сведениях, полезных для театрального маркетинга. <BR>Несмотря на это, не все учреждения относятся к новому проекту однозначно. "Автоматизированная система добавит новые проблемы, - считает Михаил Шурыгин, директор по концертной деятельности ОАО "Ледовый дворец". - Во-первых, не исчезнет старая "ручная" система, поэтому неизбежны накладки. Во-вторых, изменится динамика продаж, поскольку отсечется целый сегмент рынка. Например, сеть магазинов, через которые продаются билеты на концерты ("Сайгон", "Айсберг"), а также распространителей по организациям". <BR>У промоутеров исчезнет возможность делать собственные билеты с собственными защитными слоями. И при этом, как опасаются участники рынка, никто не сможет гарантировать, что у "тетеньки" из кассы не начнут пропадать рулоны универсальных билетов, годных как для дорогих, так и не очень концертов. И что при почти "нулевых" продажах промоутер вдруг не увидит полный зал. Правда, сейчас ДТЗСКК ведет интенсивное обучение своих кассиров. <BR>В Мариинском театре новая система распространения билетов также может изменить уже сложившийся маркетинг.<BR>"Мы установили свою внутреннюю автоматизированную систему еще в 1998 году, - рассказывает Илья Черкасов, главный администратор Мариинского театра. - С внедрением подобной системы в театральных кассах города мы ставим под большое сомнение свое дальнейшее сотрудничество с ДТЗСКК. Дело в том, что билеты Мариинского театра - это одновременно реклама Мариинского театра и своего рода валюта на билетном рынке. Универсальный дизайн билетов с чужой рекламой нас не устраивает. Уже с этого года мы значительно сократили продажи билетов через городские театральные кассы и рассматриваем вопрос о продажах только через своих уполномоченных".<BR><BR><B>Контрамарка</B><BR>Впрочем, организации, входящие в ведение Комитета по культуре, предпочитают дружить с театральными кассами. По словам заместителя директора БКЗ "Октябрьский" Аллы Корчагиной, концертный зал работает только с ДТЗСКК и сотрудничать с коммерческими организациями не собирается: "Если билеты продаются, то значит - продаются. И какая разница, распространяет их одна или 10 организаций. ДТЗСКК - надежный и давно проверенный партнер". В дальнейшем, при расширении сети городских касс, лояльность "площадок" обещает увеличиваться: в альтернативах кроме частных распространителей у них остается только собственная касса.<BR>Сегодня в среднем ДТЗСКК оставляет себе 11% от стоимости билета (в зависимости от мероприятия). "Никто не может гарантировать, что проценты театральных касс не будут расти вместе с влиянием ДТЗСКК на рынок, - комментирует Андрей Базанов, генеральный продюсер рекламно-концертной группы "Сити". - ДТЗСКК, как и любой другой распространитель, - посредник. <BR>Если посредник начнет выкручивать руки (этого не будет лишь в случае альтернативы), то, например, концертный бизнес рухнет. Другое дело, монополисты долго не живут. И, возможно, эта ситуация стимулирует создание альтернативной сети". Но, по словам же Сергея Панфилова, увеличивать комиссионные он не планирует, тот максимум, которые не исключает ДТЗСКК, - это 1% для концертных залов. <BR><BR><B>Тикетинговый репертуар </B><BR>Профессионалы билетного рынка вспоминают, как в начале 90-х некоторые компании пытались наладить сеть продажи билетов через супермаркеты, но предприниматели еще тогда столкнулись с неготовностью потребителей: пути любителей интеллектуальных деликатесов расходились с аудиторией деликатесов съедобных. <BR>В Москве открыто около шести "билетных" порталов, несколько из них подкреплены сетью касс. Самый крупный участник московского рынка - компания "Партер", мощности которой в 4 раза меньше московских театральных касс. <BR>В Петербурге развитие касс, альтернативных государственным, специалисты оценивают как решение, неадекватное рынку: около $300 тыс. может стоить 50 точек, оснащенных оборудованием уровня системы Ticketmaster, крупнейшей в мире тикетинговой системы. Пока остальные игроки петербургского рынка (самые заметные из них - "Артис", "Софит" и "Максимилиан") в основном ориентируются на туристический сектор. "Почти на каждый спектакль (прежде всего музыкальные постановки) в интересующих нас театрах мы закупаем примерно по 70 билетом, получаем заявки от туроператоров и доставляем туда билеты, - рассказывает генеральный директор компании "Софит" Андрей Атясов. - В наших ближайших планах, в связи с ростом цен на билеты, - работа с петербургскими клиентами, впрочем, арендовать помещения для собственных касс мы еще не можем и пока будем распространять билеты по крупным организациям, как это делают уполномоченные". <BR>Московским компаниям также еще нет смысла стремиться на петербургский рынок. "Если оборот Мариинского театра составляет оборот всех петербургских театров вместе взятых, то на московском рынке он равняется, пожалуй, 1/1000 рынка, - утверждает Илья Черкасов. - Поэтому для московских компаний распространять, например, наши билеты выгодно только с имиджевой точки зрения. Мы также предпочитаем работать с петербургскими распространителями, которые благодаря нашему статусу идут на наши условия. Театр заинтересован в продажах сквозного репертуара, а не только отдельных коммерчески успешных проектов". <BR><BR><B>Электронные билеты</B><BR>Тем не менее в Петербурге в разной стадии разработки находятся несколько Интернет-проектов. "Мы сейчас осуществляем проект по продажам через сайт www.biletkassa.ru, - говорит Михаил Шурыгин. - Впервые мы в Петербурге пробуем продать билеты через Интернет. Если результаты будут удачными, Ледовый дворец, возможно, также попробует заниматься тикетинговым бизнесом". Впрочем, продажи через Интернет для петербургских площадок являются скорее все еще имиджевой акцией. По оценкам специалистов, в среднем даже московские порталы продают 1/30 московского концертного зала. По оценке Андрея Базанова (разработчика сайта www.biletkassa.ru), продажа "зрелищных" билетов является частью услуг большинства сайтов, продавать "чистые" билеты пока не слишком выгодно: в среднем порталы берут только 5-7% от их стоимости. <BR>