На российских дорогах - денег как грязи

Есть подозрение, что тот, кто сказал: "В России две беды: дураки и дороги", - сам дурак. Потому что российские дороги, вернее, их отсутствие являет собой стратегический экономический резерв страны.

<BR><BR>Есть подозрение, что тот, кто сказал: "В России две беды: дураки и дороги", - сам дурак. Потому что российские дороги, вернее, их отсутствие являет собой стратегический экономический резерв страны.<BR>В мире ежегодно выпускается несколько миллионов Toyota Landcruiser, Land Rover, Hummer, Jeep Wrangler, Nissan Patrol, Range Rover, Mercedes G-class, Chevrolet Tahoe и прочих машин, созданных для катания по грязи и бездорожью. Но, к примеру, в Европе качественную непролазно-грязную дорогу отыскать не проще, чем повстречать на берлинской улице "Москвич-412". Вечно кататься по Африке тоже надоест: пыль да песок. В условиях бездорожного кризиса позиции Северо-Западного региона выглядят более чем привлекательно. От Европы близко. А грязи!<BR><BR><B>Там густо, тут пусто</B><BR>Ленинградская область гордится, что на ее территории более 10,8 тыс. км автомобильных дорог (обязательно упоминается, что большая их часть - с твердым покрытием). На всем Северо-Западе их аж 84,9 тыс. км. Столь безрадостно-внушительные для настоящего джипера статистические данные выглядят гораздо привлекательнее, если подсчитать плотность автодорог на тысячу квадратных километров.<BR>На Северо-Западе этот показатель составляет 47,7 км, в Финляндии - 228 км, в Дании - 1650 км, а в Германии - 1770 км. Даже ближайший сосед - Эстония не в силах тягаться с нами. Там дороги лежат почти на порядок "гуще" (328 км на 1 тыс. км2). Мы - вне конкуренции.<BR>"Конечно, наше бездорожье не для всех подходит. Например, финны считают, что у нас оно слишком бездорожное. Но немецкие джиперы в этом году заявили, что непременно приедут еще раз - и даже в большем количестве. Дело в том, что в Германии не развернуться: там слишком много частных территорий", - сказала менеджер Санкт-Петербургского Offroad&4x4 Club Ольга Орлова.<BR><BR><B>Колонизаторы</B><BR>До кризиса финансовый управляющий компании "Строймода" Сергей Бузин и генеральный директор японской ассоциации жемчуга "Ямагива" Алишер Шукуров работали в одном и том же коммерческом банке. А еще раньше они вместе учились на океанологов. Так и не начав работать по профессии, они перенесли свои романтические устремления на сушу и на джипы. Изъездив, в том числе и на трофи, всю Европу, они поняли, что там им делать нечего. Местные впечатления гораздо ярче. После путешествий по Ленинградской области Алишер Шукуров решил: "Этот мир замкнут, к нему нет дороги, он растет своим грибом". Недавно Алишер разведал, что самое бездорожное место в Ленобласти находится не далее чем в устье реки Авлога, возле Ладожского озера. Пробираясь по очередным стежкам, как-то раз он встретил лесника, который сказал: "Хорошо, что ты приехал, а то обычно приезжают тут различные "металлисты", воруют металл, грабят все, выкапывают, стреляют. Возьми телефон, позвони, пожалуйста, в город, в милицию". Так джиперы налаживают связь между местными жителями и большим миром. <BR>"До революции в Вологодской, Архангельской областях было очень много крупных центров, которые сейчас пришли в упадок. Мне кажется, что джиперские поездки сродни колонизации в Америке. Только у нас это будут джиперы, которые начнут заново открывать всю ту старину, которая сейчас почти окончательно заросла", - вещает Сергей Бузин. <BR><BR><B>Ассортимент</B><BR>Вообще, Северо-Запад уникален для джип-туризма. Он может предложить не просто бездорожье, но и бездорожье на любой вкус. "Бескрайние просторы, военные гати, тракторные дороги, болота, овраги, карьеры. В общем, хочется ездить и ездить", - восклицает Сергей Бузин. Например, восток Ленинградской области примечателен своим глиняным бездорожьем, которое, по "джиповым" меркам, является самым непредсказуемым. В Карелии есть один водопад, который не нанесен ни на одну карту, видимо, в силу того, что добраться туда можно только на джипах. В Мурманской области джиперы встречаются с атмосферой, достойной руки Тарковского.<BR>"Когда я ехал в районе Волчьих тундр, я проезжал город Кусколь, - вспоминает Алишер. - Оказалось, что город был покинут жителями еще в 1993 году. Этот вывод я сделал судя по оставленным газетам. Жуткое впечатление - брошенные почта, детский садик, телеграф, телефон. Весь быт остался, а население исчезло. Вообще, на Кольском полуострове очень много подобных участков. Например, брошенные лагеря, барак, сопка, где заключенные добывали редкоземельные металлы".<BR><BR><B>Грязные туры</B><BR>Отдачу от грязных дорог в первую очередь может принести иностранный джип-туризм. "Как-то раз на границе я увидел возвращающихся из России в Финляндию целую колонну усталых, но довольных, жутко грязных, немытых финнов-джиперов. Они к нам ездят специально: видимо, нигде нет таких прекрасных условий для того, чтобы попробовать себя", - уверен Сергей Бузин.<BR>Тем не менее, по мнению генерального директора компании "Синдбад трэвел" Рашида Велемеева, Россия в глазах иностранцев является слишком непонятной страной и со слишком непонятным сервисом: "У нас нет связующего звена, которое бы гарантировало туристам хоть экстремальные, но качественные условия".<BR>"Конечно, прежде, чем вкладывать деньги в джип-туризм, нужно провести маркетинговое исследование. Как мне кажется, в первую очередь тут важен темперамент: для нашего бездорожья, на мой взгляд, хорошо подходят итальянцы и американцы", - считает Ольга Орлова.<BR>В плюс местному бездорожному туризму идет и то, что джиперский мир ныне начинает возвращаться к натурализму: лысым колесам и ручной лебедке. "Если для слишком укомплектованных машин нашей грязи может оказаться мало, то эта мода играет нам на руку", - говорит Ольга.<BR><B>автобайка</B><BR>Японская компания по производству джипов начала в джипы ставить "черные ящики". Статистика показала:<BR>Последняя фраза у американцев: "А-а-а-а, я не хочу погибать молодым!!!"<BR>У немцев: "Помогите... я не могу справиться с управлением..."<BR>У новых русских: "Приколитесь, братки, как я могу!.."