00:0012 июля 200100:00
4просмотров
00:0012 июля 2001
Вчера Госдума приняла во втором чтении Закон "Об аудиторской деятельности".
<BR><BR>Вчера Госдума приняла во втором чтении Закон "Об аудиторской деятельности". <BR>Сегодня аудиторы работают по Временным правилам 1993 года. Принятие нового законопроекта коренным образом повлияет на рынок - у многих аудиторских фирм возможности работать не останется.<BR><BR><B>Теория</B><BR>В первом же пункте закона дается новое толкование аудита. Его целью является не "установление достоверности бухгалтерской отчетности", как трактуют Правила, а "выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ". Также пункт первый определяет круг так называемых сопутствующих аудиту услуг - это осуществление бухгалтерского, правового, налогового и управленческого консультирования. Перечень сопутствующих услуг по настоянию самих аудиторов предполагается сделать закрытым. <BR>Устанавливать перечень будет федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, определяемый Правительством РФ. <BR>В проекте закона пропущена такая норма Правил, как обязанность экономического субъекта предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения, в законопроекте же идет речь о порядке открытой публикации аудиторского заключения, а не только его итоговой части. Таким образом, аудируемым лицам может быть поставлена в обязанность публикация всего заключения. Права аудируемых лиц на конфиденциальность информации отстоит федеральный орган, который будет определять конечную форму, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения.<BR><BR><B>Практика</B><BR>Федеральный орган госрегулирования аудиторской деятельности будет издавать нормативные правовые акты, утверждать общероссийские правила аудиторской деятельности, проводить аттестацию и лицензирование аудиторской деятельности и т.д. Однако аудиторское сообщество считает, что концентрация всех этих функций у одного органа может привести к усилению государственного регулирования, которое повлечет за собой сдерживание самостоятельной профессиональной активности аудиторов. В законопроекте нет ни слова о действующих Центральных аттестационно-лицензионных комиссиях Минфина и Центрального Банка.<BR> "Законопроект отбирает у этих ведомств функции лицензирования аудиторской деятельности, - говорит Галина Флорова, генеральный директор и соучредитель московской аудиторской фирмы "Финкомаудит". - Отстранение Центрального Банка может отрицательно сказаться на развитии банковского аудита".<BR><BR><B>Отсеивая мелочь</B><BR>Законопроект в последний момент перед вторым чтением обзавелся положением, по слухам, пролоббированным крупными аудиторскими фирмами, согласно которому для получения лицензии аудиторская фирма должна иметь в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Из 6 тысяч действующих на территории России аудиторских компаний этим требованиям соответствуют только 8%, всем остальным в течение месяца после вступления закона в силу придется пополнить штат сотрудников или оплатить обучение уже имеющимся. Виталий Антощенко, президент Объединенной консалтинговой группы, считает, что в этом нет ничего страшного: "Восполнить пять аттестатов будет легко, за полгода наши сотрудники получат эти документы, мы заплатим по 4,4 тыс. рублей за каждый.<BR> Кроме того, очень скоро в метро появятся специальные люди, у которых аттестаты любой желающий сможет заполучить через день". <BR>Галина Флорова не так стоически смотрит на перспективы. Она считает, что более половины российских компаний прекратят свою деятельность. Правда, ее подсчеты учитывают еще одно новшество закона: аудиторские фирмы теперь не будут специализироваться, то есть каждая аудиторская фирма должна иметь возможность провести аудит и продовольственного магазина, и банка. <BR><BR><B>Иностранцев не пущать</B><BR>Авторы документа решили немного подправить соотношение иностранных и отечественных фирм на рынке аудиторских услуг России в пользу последних. Предполагается ввести ограничение числа иностранного персонала в штате фирм, не менее 50% которого должны составлять граждане РФ, а в случае, если руководителем фирмы является иностранный гражданин, - не менее 75%. Более того, Президент РФ предложил полностью исключить возможность проведения иностранными фирмами аудиторских проверок предприятий, деятельность которых связана с охраной государственной тайны. <BR>