00:0005 июля 200100:00
37просмотров
00:0005 июля 2001
Сделать и продать телепрограмму при определенном умении несложно. Главное - попасть в первые строчки рейтингов телеканала.
<BR><BR>Сделать и продать телепрограмму при определенном умении несложно. Главное - попасть в первые строчки рейтингов телеканала.<BR>Профессионалы убеждены, что успех программы не зависит от ее тематики. Все дело в творческом коллективе, способном даже из мусора сделать конфетку. Впрочем, рецептов 100%-ной успешности не знает никто. Бывает, что хорошо продуманная и великолепно сделанная программа через несколько месяцев закрывается. "У нас на канале есть передача "Зенит-2001". Пользуется бешеным успехом. Мы решили создать нечто аналогичное. Так родилась "Футбольная Европа" - международное футбольное обозрение, где зарубежный материал комментировали наши футболисты, играющие в зарубежных клубах. Рейтинги передачи были настолько низкими, что ее пришлось убрать из эфира. Просто люди хотят видеть нечто, связанное с собственным городом, с собственной страной. И если в передаче будет рассказываться о распрекрасных зарубежных футбольных клубах, смотреть ее будет гораздо меньшее число людей, чем программу, в которой повествуется даже о четырех подряд поражениях "Зенита", - считает продюсер телепрограмм телекомпании "Шестой канал" Вячеслав Поличенко.<BR>"Городок" завоевал симпатии сразу. "Но настоящий успех, в том числе в мире телевидения, пришел к передаче и ее героям только 4 года назад. А окупаться программа стала еще позднее. Создавать только одну передачу нерентабельно. Поэтому, несмотря на успешность "Городка", "Позитив" активно занимается созданием рекламных роликов, например, иначе мы не выжили бы. Хотя смотря о какой передаче идет речь: "Что? Где? Когда?" или "КВН" - совсем другое дело", - говорит генеральный директор ЗАО "Студия Позитив TV" Марина Харкевич.<BR><BR><B>Вариации</B><BR>В Петербурге насчитывается несколько десятков студий различного масштаба. Некоторые из них очень малы и предпочитают не иметь свою технику, арендуя ее у самих телеканалов. По словам Вячеслава Поличенко, серьезные студии, с которыми могут работать крупные телеканалы, в Петербурге легко пересчитываются по пальцам одной руки. Хотя количество студий постоянно меняется.<BR>"Это зависит от смены редактора на канале. Появляется кто-то, через кого проходят денежные потоки. И в городе сразу же рождается одна или две новые студии", - поведал профессионал в области производства и распространения телевизионной продукции, пожелавший остаться неназванным. <BR>Нынешняя ситуация характеризуется большим спросом на художественные фильмы и сериалы. За создание передач берутся нечасто и предпочитают делать кальки с западных образцов. "Просто покупают лицензию на идею какой-либо передачи. Потом эта идея модифицируется здесь, принимаются во внимание особенности страны. В основном такие покупки совершаются в Канне. Москвичами. Так было куплено в свое время "Колесо Фортуны". А вообще - легче закупать права на показы фильмов и продавать их здесь. Кино обходится дешевле, и к тому же на нем легче сделать высокие рейтинги", - рассказал генеральный директор "Корона фильм" Виталий Федько.<BR><BR><B>Здравый смысл</B><BR>Ситуация в Петербурге и Москве при всех финансовых различиях очень похожа - студии и телеканалы создали свой мирок, некий "междусобойчик", в котором все зависит от личных связей. Тем не менее продюсеры ведущих каналов любят повторять: "Мы открыты для контактов и сотрудничества". Руководство телеканалов, однако, очень часто "рубит на корню" проекты мелких производителей, видимо усвоив древнюю истину: старый друг лучше новых двух.<BR>"Для хорошей работы просто нет подходящих условий. Были ситуации, когда на телеканале спрашивали: "А сколько вы нам заплатите за показ?" Тем, кто работает над созданием телепередач, приходится много бегать, суетиться, знакомиться с нужными людьми и т.д. Надо сказать, за очень небольшие деньги. Один выпуск гейм-шоу, например, можно продать телеканалу всего за $3-4 тыс. У нас все держится на личных контактах. За рубежом кроме этого есть еще и здравый смысл", - посетовал пожелавший остаться неизвестным производитель телепродукции. <BR><BR><B>Главное - радовать </B><BR>Производством программ обычно занимается творческая группа, состоящая примерно из 10 человек. "Кроме "генератора идей" необходимы хорошие режиссер и оператор, обязательны администратор, автор текстов, ведущий, продюсер, монтажер..." - перечисляет продюсер и автор программ "Шпилька", "Мистерия стиля" Надежда Абрамова. Для успеха программы необходимы прежде всего интуиция и озарение творческой личности. "Сопутствующим и не менее важным фактором является и деловой талант, ведь без четкой организации ничего хорошего получиться не может", - говорит Надежда Абрамова.<BR>Очень часто бывает, что в роли заказчиков выступает не телеканал, а рекламодатели. "Просто сначала у кого-то рождается идея сделать какую-либо программу. Потом находится так называемый спонсор проекта, соблюдающий свой интерес - в виде рекламы. Затем создается пилотный номер передачи, который и предлагается телеканалу", - объясняет несложную цепочку Вячеслав Поличенко. <BR>Из мини-опроса, проведенного "ДП", стало известно, что сейчас большой популярностью по-прежнему пользуются ток-шоу и гейм-шоу, а также передачи, которые радуют зрителя. <BR><BR><B>В загоне</B><BR>Работники студий не любят разглашать нюансы своей деятельности. "Мы не можем сказать, чем мы занимаемся. Все вопросы - к нашему генеральному", - отвечают они на невинный, казалось бы, вопрос: "Производите ли вы телепрограммы?"<BR>Требования, которые телеканалы предъявляют к программе, достаточно суровые - это должен быть профессионально сделанный потенциальный хит. "Понятно, что выгоднее продавать рейтинговый продукт. Чтобы появился рейтинг, должно пройти примерно 3 месяца. Но бывает и по-другому. Передача "Шпилька", например, стала рейтинговой уже через месяц", - сказал Вячеслав Поличенко. <BR>Документальные фильмы, популярные за рубежом даже больше, чем обычные программы, в России спросом не пользуются. Однако несколько компаний-производителей в Петербурге есть. "Корона фильм" предпочитает работать с западными клиентами. "Сейчас большим спросом пользуются темы науки и открытий. Важен и момент нахождения удивительного в жизни. Поэтому мы создаем фильмы о путешествиях, о племенах и шаманах, о подводниках", - перечисляет Виталий Федько. По его словам, работать с зарубежными партнерами гораздо легче. "Создав программу с помощью телеканалов-инвесторов, которые получают право показа, мы можем продать права на показ еще 10-20 другим телеканалам. У нас это невозможно, потому что телеканалы ставят жесткие условия - все права должны принадлежать им. И вместе с этим на канале обычно отсутствует человек, который с умом может распорядиться дальнейшей судьбой фильма. Недавно нам было сделано невероятное предложение - продать часовую программу за $8 тыс. При том, что ее бюджет больше в 4 раза и съемки уникальны", - негодует Виталий Федько. (В.К.)