00:0002 июля 200100:00
5просмотров
00:0002 июля 2001
В доктрине развития Северо-Запада, подготовленной ЦСР "Северо-Запад" совместно с представителями регионов, не определены место и цели каждого субъекта.
<BR><BR>В доктрине развития Северо-Запада, подготовленной ЦСР "Северо-Запад" совместно с представителями регионов, не определены место и цели каждого субъекта. <BR>Доктрина скорее демонстрирует особое видение ситуации на Северо-Западе и предлагает пространство для самоопределения субъектов. Эту задачу предстоит решить в ходе обсуждения доктрины в регионах и соотнесения их интересов с интересами округа, а также в условиях конкуренции между регионами. <BR><BR><B>Своим путем</B><BR>Сегодня процесс выработки концепции развития Северо-Запада проходит параллельно формированию концепций отдельных его субъектов. В некоторых из них такой документ уже написан, например в Карелии, Мурманской, Вологодской областях, в Петербурге и Коми. <BR>Все концепции составлялись без учета интересов других субъектов Северо-Запада и в период "феодальной раздробленности", когда каждый пытался выжить, надеясь только на себя. За почти десятилетие развития под этим вектором регионы Северо-Запада научились жить самостоятельно, однако сегодня у них есть общие опасности и общие интересы. Этот вывод позволил сделать семинар, проведенный ЦСР "Северо-Запад" в Петрозаводске. Наибольшее сопротивление объединению интересов оказывает и будет оказывать конкуренция между регионами. Сегодня очевидно просматриваются как минимум три отрасли, в которых наиболее выражены конфликты территориальных интересов: транспортная, горно-химическая и лесная.<BR><BR><B>Один пирог на всех</B><BR>Сегодня все портовые регионы Северо-Запада (Петербург, Ленинградская область, Архангельск, Мурманск) продолжают наращивать мощности своих портов и строить новые в расчете на один и тот же транспортный поток - сырьевой из Сибири и Урала, Тимано-Печоры. Все портовые комплексы планируют чуть ли не в одиночку переваливать весь этот товаропоток. При этом уже сегодня порты не учитывают реальную ситуацию, одни из них перегружены (Петербург), другие недогружены (Архангельск). И уже сегодня они ведут между собой борьбу, привлекая федеральные структуры власти. <BR>Северные порты лоббируют строительство железнодорожной трассы "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал), а другие, с помощью МПС, препятствуют этому проекту. В этот же поток пытается встроиться и Карелия, вознамерившаяся строить сначала автомобильный, а затем и железнодорожный коридор Финляндия - Урал. Если эти проекты будут реализованы, все регионы окажутся в проигрыше. <BR>Выход видится в специализации портов, ориентации некоторых из них на перевалку, например, контейнеров. Последнее можно было бы рекомендовать Петербургу, который пока планирует перерабатывать 75 млн тонн нефтепродуктов.<BR><BR><BR><B>Бедные поодиночке</B><BR>В горнорудном комплексе конкурируют Мурманская область и Коми. И там и там есть большие запасы титановых руд. И оба региона пытаются застолбить добычу за собой. Продолжение конкуренции отвлекает ресурсы двух регионов. <BR>В лесном комплексе конкурируют не только регионы, но и отдельные субъекты хозяйственной деятельности. Компании все еще ориентированы на стратегию выживания и хотят свои проблемы решать в индивидуальном порядке, поскольку большая часть денег в этой отрасли экономики обращается в тени. Регионы такая ситуация - сохранение небольших, но стабильных доходов - устраивает. <BR>Если регион начнет войну со своими компаниями, те ответят ему снижением социальной стабильности (многие предприятия ЛПК являются градообразующими). Поэтому каждый регион не препятствует, а иногда и способствует демпинговой политике лесных компаний. <BR>В результате такой конкуренции стоимость экспортируемого леса значительно ниже, чем могла бы быть. Схожая ситуация складывается и в рыбной промышленности. Решить эту проблему можно только в масштабе всего Северо-Западного округа.