00:0029 июня 200100:00
694просмотров
00:0029 июня 2001
Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны как в настоящее время, так и на длительную перспективу.
<BR><BR>Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны как в настоящее время, так и на длительную перспективу. <BR>Специфическими особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность входящих в него элементов. <BR>Первое место остается за Россией по территории, покрытой лесом, и запасам лесных ресурсов. Весьма высок в стране объем среднегодового речного стока (второе место в мире) и запасов пресной воды в озерах (первое место). <BR>В Российской Федерации сохранились крупнейшие в мире участки территорий с малонарушенными естественными экосистемами, которые занимают около половины площади страны, т.е. более 8 млн км2. <BR><BR><B>Потери промышленности </B><BR>Качество воды многих рек или их отдельных участков оценивается как неудовлетворительное практически для всех видов водопользования. Технико-экономический уровень водного хозяйства остается недопустимо низким. Износ сооружений, устройств и трубопроводов питьевого водоснабжения ныне превышает 65%; затраты на их эксплуатацию по сравнению с 1991 годом возросли в 2 раза. Сырьевую направленность российской экономики, сформировавшуюся по ряду объективных и субъективных причин, подтверждает превышение производства сырьевых товаров по сравнению с промышленно развитыми странами на единицу ВВП.<BR>В металлургической промышленности материальные и энергетические затраты на производство 1 т готового проката в России на $30-50 выше, чем за рубежом. <BR>В целом, вследствие повышенной ресурсоемкости, потери в черной металлургии составляют $3,5-4,0 млрд в год. Коэффициент использования металла в машиностроении и металлообработке в Российской Федерации составляет 0,72-0,74, в то время как в США - 0,84-0,86. Как видно из этих цифр, значительная часть металла в России переходит в стружку. Кроме того, отечественные машины и оборудование характеризуются высокой металлоемкостью и сравнительно низкой эксплуатационной надежностью, что требует дополнительного расхода природных ресурсов. <BR>Многие элементы природно-ресурсного комплекса России изначально не рассчитывались на самостоятельное функционирование отдельных республик, а, наоборот, ориентировались на тесную кооперацию регионов. Так, например, потребность промышленности России в марганце, хроме, титане и ряде других полезных ископаемых полностью обеспечивалась поставками из бывших союзных республик. С развалом СССР в России подготовленных к эксплуатации мощностей по добыче этих полезных ископаемых не оказалось. <BR><BR><B>Экономический механизм </B><BR>Важнейшим компонентом экономического механизма природопользования является система платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне. <BR>Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит, в принципе, обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов. <BR>Основой для установления платы и применения других экономических инструментов должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства. <BR><BR><B>Отраслевые вопросы </B><BR>Огромное значение в современных условиях приобретают вопросы разработки новейших ресурсосберегающих технологий по всему циклу - от добычи до обогащения, от металлургического передела до производства конечной продукции, а также использования вторичного сырья. <BR><BR><B>Водные ресурсы </B><BR>Следует в первоочередном порядке предусмотреть: <BR>- завершение формирования комплексного экономического механизма водопользования; <BR>- удовлетворение потребностей населения России в качественной питьевой воде, увеличение использования подземных вод для этих целей; <BR>- охрану и восстановление малых рек; <BR>- эффективную защиту водных источников от техногенного загрязнения; <BR>- предупреждение и уменьшение опасных последствий паводков и подтопления территорий; <BR>- обновление и повышение надежности действующих гидросооружений, обеспечивающих инженерную защиту территорий от вредного воздействия вод; срочную реконструкцию водохозяйственных объектов, представляющих угрозу жизни населения, предприятиям, коммуникациям; <BR>- развитие системы страхования и аудита водопользования; <BR>- совершенствование управления водными ресурсами на основе новых организационных форм хозяйствования и принципов территориального управления водными объектами, соответствующих организационным формам построения системы МПР России; <BR>- перелом негативных тенденций в финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий и некоторые другие мероприятия. <BR><BR><B>Леса </B><BR>В сфере лесного хозяйства представляется очевидным безусловное обеспечение: <BR>- более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности потребления лесных ресурсов и увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий; <BR>- инвентаризации лесного фонда с выявлением перспективных участков, в том числе для возможного предоставления в долгосрочную аренду инвесторам; <BR>- расширения масштабов участия России в мировом лесосырьевом рынке с реализацией в полном объеме мероприятий по сохранению и восстановлению лесов; <BR>- повышения уровня контроля и регулирования объемов использования всех растительных ресурсов, в том числе заготовок грибов и другой недревесной продукции лесов, для производства лекарственных и продовольственных товаров; <BR>- упорядочения индексации ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. <BR><BR><B>Водные биоресурсы </B><BR>Перспективы развития, использования и охраны водных биоресурсов с учетом изменений в мировой экономике и экономике России связаны с решением следующих основных задач: <BR>- полное и оптимальное использование и сохранение сырьевых ресурсов как в собственной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и внутренних водоемах, так и в зонах иностранных государств, в открытых и конвенционных районах. Доведение вылова в территориальном море (прибрежные ресурсы) и в ИЭЗ России до 4,5 млн т, в зонах других государств - до 1,7 млн т, в открытых и конвенционных районах - до 1-1,5 млн т; <BR>- оздоровление финансового состояния предприятий и организаций отрасли; <BR>- повышение качества рыбной продукции путем совершенствования отраслевых технологий и внедрения новых ее видов; <BR>- внедрение безотходных технологий переработки уловов в море с целью недопущения выбросов в море как прилова, так и отходов переработки; <BR>- полная загрузка береговых перерабатывающих предприятий сырьем как из вод России, так и из других районов промысла; <BR>- обновление состава промыслового флота путем поставок новых средних и малых судов для освоения прибрежной зоны, а также модернизация действующего добывающего флота в целях использования его для ведения промысла в ИЭЗ Российской Федерации и экономических зонах иностранных государств, а также в открытых районах Мирового океана; <BR>- упорядочение квотирования вылова рыбы и морепродуктов; <BR>- обеспечение сохранения промысла в открытых районах Мирового океана и экономических зонах иностранных государств;<BR>- упорядочение экспорта морепродуктов, установление действенного контроля за внешнеторговым оборотом и повышение эффективности экспортных операций в международных организациях.<BR><BR><BR><B>Гидромет </B><BR>В области комплекса вопросов по гидрометеорологическому обеспечению народного хозяйства и мониторингу окружающей природной среды одними из важнейших задач являются: <BR>- выполнение комплекса мероприятий по принятию Правительством Российской Федерации целевой программы "Совершенствование системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации на 2002-2005 годы" как подпрограммы ФЦП "Экология и природные ресурсы"; <BR>- повышение эффективности функционирования подсистемы "РСЧС - Шторм" Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; <BR>- выполнение плана мероприятий по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета на 2000-2004 годы; недопущение закрытия станций и постов; <BR>- расширение применения ресурсосберегающих технологий для организации сбора данных наблюдений с сети, ввод в оперативную эксплуатацию системы сбора информации с гидрометстанций с помощью космических геостационарных систем (поэтапное внедрение не менее 20-30 спутниковых терминалов). <BR><BR><B> Геодезия </B><BR>Основные вопросы:<BR>- реализация мероприятий по разработке, согласованию и утверждению Правительством Российской Федерации подпрограмм "Прогрессивные технологии картографо-геодезического развития Российской Федерации" на 2002-2010 годы и по использованию системы "ГЛОНАСС" для геодезического обеспечения потребностей Российской Федерации на 2002- 2006 годы; <BR>- осуществление работ по введению в действие системы геодезических координат 1995 года (СК-95); <BR>- развитие сети пунктов ФАГС и ВГС в восточных регионах России; <BR>- развитие нивелирных сетей I и II классов в соответствии с программой модернизации и развития нивелирной сети этих классов на 2001-2005 годы; <BR>Общий вывод: центральным фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается природно-ресурсный блок. От уровня рациональности, ответственности и масштабности использования его потенциала зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране.