00:0028 мая 200100:00
9просмотров
00:0028 мая 2001
Объединение двух железнодорожных систем Германии после воссоединения восточных и западных земель проходило в два этапа.
<BR><BR>Объединение двух железнодорожных систем Германии после воссоединения восточных и западных земель проходило в два этапа. <BR>В процессе первого этапа выработали единые правила функционирования системы, а на втором - сформировали пять АО, каждое из которых отвечает за определенное направление работы и принадлежит государственному холдингу Deutshe Bahn AG (DB).<BR>По некоторым сведениям, акции DB скоро будут выпущены на открытый рынок. Однако официальной информации о том, с какой долей расстанется государство, пока нет. <BR><BR><B>Торговые монополисты</B><BR>Управление германской железнодорожной сетью, одной из самых мощных в Европе, основано на принципе разделения ответственности и полномочий внутри DB. <BR>В ведении Station&Servicе находится управление вокзалами и железнодорожными станциями. В результате реформы прежняя система менеджмента была кардинально изменена: вместо "начальников вокзалов" теперь существуют региональные отделения, управляющие сетью станций. Например, лейпцигский Bahnhofs-management отвечает за управление еще 130 пригородными вокзалами и станциями.<BR>В год из более чем 4 млрд человек, посещающих вокзалы, пассажирами являются лишь 1,7 млрд. Поэтому вокзалы DB рассматривает не столько как пункты транспортировки, сколько как торгово-развлекательные центры. Кроме того, по действующему законодательству, вокзальным магазинам, в отличие от "обычных", дозволяется работать до позднего вечера, а также в выходные. В это время они становятся настоящим центром паломничества горожан: альтернативы-то нет.<BR>После реконструкции Лейпцигского вокзала, завершившейся в 1998 году, два его нижних этажа были отданы под торговый центр. Его общая площадь составляет 30 тыс. м2. Деньги, полученные от сдачи в аренду торговых площадей, пошли на ту же самую реконструкцию. "Арендную плату мы получили в 1997 году сразу за 70 лет вперед. Это было не очень разумно", - считает руководитель лейпцигского Bahnhofs-management Юта Штур. <BR>В целом на реставрацию Лейпцигского вокзала, являющегося визитной карточкой города, было потрачено около DEM600 млн. Инвесторами выступили частные лица из ряда стран (порядка 6 тыс. человек), действовавшие через специальный фонд, организованный Deutsche Bank AG и ECE-Gruppe. Государство выделяет железной дороге деньги только на укладку рельсов и строительство платформ.<BR><BR><B>Самостоятельность</B><BR>Перечисляя источники доходов службы сервиса, лейпцигский менеджер с истинно немецкой педантичностью упомянула все, вплоть до платы за вокзальные туалеты. Основной источник - обслуживание перронов; помимо этого служба сервиса занимается сдачей в аренду жилья, расположенного вблизи станций, и получает плату за привокзальный паркинг. Все структуры DB являются государственными предприятиями, однако имеют полную самостоятельность в принятии как стратегических, так и текущих решений. <BR>"Сегодня трудно говорить о единой германской железной дороге: есть пять структур, каждая из которых работает на себя. С точки зрения экономики это неплохо, так как каждое АО должно самостоятельно зарабатывать прибыль и уже нет "единого кошелька": общества имеют свой бюджет и сами решают, насколько разумны те или иные расходы. Но с точки зрения пассажиров это проблематично: в случае каких-то жалоб или претензий зачастую просто непонятно, в какое из пяти обществ обращаться", - говорит Юта Штур.<BR>Внутри Deutshe Bahn существует система компенсаций, поскольку работать с прибылью удается лишь компаниям Reise&Touristik и, в меньшей степени, Regio: в их ведении находятся подвижной состав и продажа билетов. Несмотря на то что реструктуризация DB считается в Европе одной из самых эффективных, по мнению специалистов, говорить о прибыльности германской железной дороги можно будет не ранее чем лет через 10.