Немецкую педантичность подавила глобализация

При слове "немец" в голове всплывает "характер нордический, выдержанный, в порочащих его связях не замечен". И далее по списку: пунктуален, аккуратен, педант...

<BR><BR>При слове "немец" в голове всплывает "характер нордический, выдержанный, в порочащих его связях не замечен". И далее по списку: пунктуален, аккуратен, педант...<BR>После плотного общения с германскими бизнесменами и чиновниками понимаешь, что все это - всего лишь миф. Соответствующий истине не более, чем рассказы о гуляющих по улицам российских городов белых медведях.<BR><BR><B>Педанты в душе</B><BR>Руководства по бизнес-этикету настоятельно рекомендуют предпринимателям придерживаться при общении с иностранными партнерами определенных правил. Например, в Японии первым протягивает визитку "старший по званию". Встречу с итальянскими бизнесменами рекомендуется назначать на 2 часа раньше желаемого времени - именно на столько они обычно опаздывают. <BR>Однако реальность не всегда соответствует тому, как о ней пишут. По статистике, приведенной в немецком журнале "Стиль и этикет", 97% германских подданных считают пунктуальность наиважнейшим качеством. В действительности же за неделю, проведенную в непрерывных разъездах по германским предприятиям и министерствам, удалось обнаружить единственное по-немецки пунктуальное место - Рейхстаг. И то - он таковым оказался только наполовину. Журналистов, прибывших на встречу с депутатом за 3 минуты до назначенного времени, охрана вежливо попросила подождать: "Еще рановато". Визитеры подождали немного, а затем еще немного. В итоге встреча началась на четверть часа позже. Депутат о смещении времени не промолвил ни слова. И, несмотря на то что через час должен был быть в аэропорту, не сильно торопился: самолеты внутренних рейсов тоже нередко не успевают взлететь вовремя.<BR><BR><B> Не верь глазам своим</B><BR>"Точно, как на железной дороге", - таков девиз Deutsche Bahn. Однако, когда дело касается немецкого транспорта, о немецкой пунктуальности также можно забыть.<BR>Пожалуй, нет в Германии такого поезда, который хоть на 5 минут, но не опоздал бы. Даже суперсовременные InterCityExpress (ICE), развивающие скорость до 280 км/ч. Руководство Deutsche Bahn признало, что иногда отклоняются от расписания до 60% поездов. И, если поезд, следуя из Берлина до Лейпцига около 2 часов, опаздывает на 1 час, пассажиры уже к этому относятся философски (видимо, не случайно немцев называют нацией философов). <BR>Справедливости ради стоит сказать, что ехать в германском поезде даже в вагоне 2-го класса гораздо комфортнее, чем в купе "люкс" фирменных российских экспрессов. Особо впечатляют электророзетки для ноутбуков, приделанные возле откидных столиков. <BR>Подобно петербургской профессуре, посвящающей утренние часы в транспорте чтению студенческих опусов, немецкие бизнесмены утро в поезде начинают с включения ноутбука и звонков по мобильному. <BR>Эту манеру вагонного времяпрепровождения вовсю использует для своих рекламных кампаний местная деловая пресса. "Ноутбук в кейсе, мобильник в кармане. А что у тебя в голове?" - вопрошал путешественников рекламный плакат одной из газет. Ввиду того, что ее название, в отличие от вопроса, было набрано очень мелким шрифтом, читавшие рекламу пассажиры непроизвольно хватались за голову: "Ой! Неужели перхоть?"<BR><BR><B>Долой трамваи</B><BR>Сев в берлинский трамвай, далеко не всегда можно приехать туда, куда нужно. Без всяких объявлений они могут изменить маршрут, например по причине какого-нибудь внезапного митинга. Митинги в германской столице случаются постоянно, однако кем они организуются и зачем, никто, кроме полиции, не знает, поскольку к сему достаточно мирному явлению уже настолько привыкли, что даже не останавливаются поглазеть.<BR>В результате наиболее надежным городским транспортным средством здесь являются велорикши. Стоят они не намного дороже, чем такси, зато готовы везти даже на небольшие расстояния и ловко маневрируют в пробках. Уже больше ни на кого не надеющиеся бизнесмены и служащие пересаживаются на велосипеды. За последние 4 года число велосипедистов в Германии увеличилось почти в 3 раза. Два колеса четырем предпочитают даже видные государственные деятели. Например, министр окружающей среды пересаживается в авто исключительно для поездок на серьезные деловые встречи, а по утрам до работы добирается на велосипеде.<BR><BR><B>Виновата глобализация</B><BR>Немецкие предприниматели утрату национальной педантичности склонны приписывать влиянию других культур. "Купеческий принцип "дал слово - держи", которого придерживались наши отцы, постепенно уходит. Глобализация! - сокрушается глава представительства "Мессе Дюссельдорф" в СНГ Михаэль Мандель. - Немцы уже не такие точные, не такие педантичные". <BR>Иногда это на руку самим предпринимателям, особенно когда они имеют дело с чиновниками, также подверженными влиянию глобализации.<BR>Устойчив миф о том, что запад Германии (то бишь бывшая ФРГ) много прогрессивнее востока (ГДР). На самом деле это далеко не так. По рассказам местных бизнесменов, западного бюрократа бесполезно пытаться уговорить, например, дать разрешение открыть производство, если не хватает какой-нибудь бумажки или какие-либо показатели не соответствуют норме. Восточный же поймет, что, если производство не откроется, оно и не заработает денег, чтобы эти показатели до нормы довести. <BR>"Западные чиновники часто "далеки от народа", и с ними трудно договориться, - замечает менеджер "Химического парка" в Биттерфельде Ульрих Кролль. - А в ведомствах восточных земель многие госслужащие - выходцы из промышленности; поэтому и любое решение будет, скорее всего, в ее пользу".<BR>Однако если что-то откуда-то уходит, оно куда-то приходит. У глобализации есть вторая сторона: немецкий педантизм приобретают представители других стран. За время многочасового ночного путешествия по Бонну на пустынной улице была обнаружена группа людей, терпеливо дожидающихся зеленого света светофора. Это были арабы.