Бизнесмены городят потемкинские деревни

Эти люди делают деньги на подделках. Нет-нет, бизнес абсолютно легален. "Поддельные" предприниматели ничего не скрывают и даже, напротив, гордятся своей продукцией.

<BR><BR>Эти люди делают деньги на подделках. Нет-нет, бизнес абсолютно легален. "Поддельные" предприниматели ничего не скрывают и даже, напротив, гордятся своей продукцией. <BR>Несмотря на то что за оригинал она может сойти разве что издалека. Не ближе чем с первого ряда партера. Так как бизнесмены "подделывают" не бриллианты, картины или бухгалтерские документы, а мебель. Они - бутафоры.<BR><BR><B>Театральные мыши</B><BR>Мерилом бедности раньше было принято считать церковную мышь. Теперь это "почетное" звание приклеилось к театрам. Во многих случаях - незаслуженно.<BR>Иначе петербургским бутафорским фирмам вряд ли бы удавалось получать заказы на сотни тысяч долларов и открывать по нескольку производственных площадок.<BR>"Бизнес как бизнес. Примерно 30% петербургских театров вполне платежеспособны. Солидные клиенты, рассчитываются за работу исправно. Разве что бывает - слишком поздно дают нам заказы, когда до спектакля остается всего ничего", - говорит генеральный директор фирмы "Возрождение" Геннадий Галицкий.<BR>Сам он производит впечатление скорее твердого и умелого предпринимателя, нежели витающего в облаках мечтателя. Если спросить театрального предпринимателя, насколько он сам любит театр, Галицкий отвечает довольно уклончиво: "Мне приходится ходить в театр каждый день, смотреть все спектакли, для которых мы изготавливали нашу продукцию. Это моя работа..."<BR><BR><B>Космополиты</B><BR>Раньше изготовлением театральных декораций, мебели и прочих бутафорских принадлежностей ведали в основном мастерские при самих театрах. <BR>Сейчас этот институт продолжает существовать, но наиболее успешно живут независимые структуры, обслуживающие нескольких заказчиков.<BR>"Обычно театру по силам содержать лишь небольшую мастерскую, в которой невозможно собрать сразу всех необходимых спецов. Но театр сильно изменился. Для выполнения многих заказов нужны знания химиков, технологов, электронщиков и т.д. Собрав их всех под одну крышу, мы существенно расширили рынок", - объяснил глава одной из театрально-бутафорских компаний.<BR>"Несмотря на то что некоторые театры имеют свои производственные мастерские, они все равно время от времени прибегают к нашим услугам. Делаем бутафорскую мебель и за рубеж. Например, для итальянцев сделали мебель в стиле Фаберже - диваны, кресла и сундуки - все предметы имеют яйцеобразную форму. Вообще, 99% успеха в нашем деле обеспечивают связи. Никто в театральной среде не отдаст спектакль в руки человека, которого не знает. В идеале необходимо знать всех театральных художников", - сказал Геннадий Галицкий.<BR>Всего в городе действует около 10 фирм, занимающихся театральным бизнесом. У большинства из них есть своя "специализация". Одни мастерские работают в основном для музыкальных театров, другие для драматических, третьи оформляют клубы. Например, ОАО ХПО "Все для театров и концертно-зрелищных представлений" практически не делает бутафорскую мебель, работает в основном с костюмами, обувью, декорациями.<BR>"Наш конек - это изготовление марионеток и тростевых театральных кукол по старинной технологии, а также всевозможной бутафории, которую иногда заказывают театры, а иногда - состоятельные люди для подарков", - заметил художественный руководитель Театра марионеток "Кукольный дом" Александр Максимычев.<BR><BR><B>Печальный стул</B><BR>Говорят, производители обычной мебели к бутафорам относятся с насмешкой: "Да разве это мебель? Сплошная бутафория!" Сами бутафоры на подобные выпады в свой адрес не обижаются, так как уверены, что мебельщики-традиционалисты - им не конкуренты. Во-первых, "подделка" обязана быть много прочнее оригинала, поскольку театральная жизнь - доля нелегкая. В соответствии с замыслом режиссера, стулом могут колотить об пол, а на столе устраивать танцы. И так - несколько раз в месяц. Во-вторых, вес бутафорской мебели тоже должен отличаться - и чем больше, тем лучше. В результате "шкафы красного дерева" изготавливают из пластика, а венские стулья - порой даже из титанового сплава (за "невесомый" стул заказчику приходится выплачивать до $1 тыс.). <BR>И наконец, шкаф, трюмо или сервант в театре - это тоже своего рода актер. Он должен иметь свой характер: вызывать у зрителей усмешку, иронию или навевать мрачные мысли. Когда готовят театральных художников, им, например, дают задание нарисовать печальный стул. <BR><BR><B>Доходные занавески</B><BR>Помимо мебели один из наиболее доходных видов бутафорского искусства - изготовление так называемых мягких декораций. За этой туманной формулировкой скрывается занавес. <BR>В некоторых театрах их даже несколько: помимо "казенного занавеса" (это тот, что постоянно украшает сцену и является лицом театра) к отдельным спектаклям шьются персональные занавесы. Стоимость только одного казенного занавеса порой превышает $300 тыс.<BR>Пошив казенного занавеса - в буквальном смысле тяжелая работа. Вес отдельных, наиболее тяжеловесных, экземпляров достигает 200-300 кг.<BR>"Недавно специально для казенного занавеса пришлось заказать пару сотен метров особой парчи, - вспоминает Геннадий Галицкий. - Затем ее разрезали на кусочки и эти кусочки сложили определенным образом и вручную прошили красными нитками. <BR>Несколько десятков мастериц работали 4 месяца. Но подобные заказы удается получить довольно редко - 2-3 раза в году. Театр, как правило, трепетно относится к своему занавесу, годами реставрирует, подправляет его и только в случае крайней необходимости заказывают новый, который как две капли воды похож на прежний".<BR>Иногда бутафорским фирмам приходится городить настоящие потемкинские деревни, оформляя залы для презентаций, балов и солидных мероприятий. В этом случае идут в дело "медный всадник" из папье-маше, занавесы и прочие декорации.