00:0023 мая 200100:00
16просмотров
00:0023 мая 2001
В петербургских вузах - горячая пора. Сессия на носу. Топ-менеджеры и даже собственники петербургских компаний встречают это "радостное" событие в ранге экзаменаторов.
<BR><BR>В петербургских вузах - горячая пора. Сессия на носу. Топ-менеджеры и даже собственники петербургских компаний встречают это "радостное" событие в ранге экзаменаторов.<BR>Учить других - одна из самых сильных и насущных человеческих потребностей. Посему многие бизнесмены регулярно поучают не только своих детей, жен, мужей, секретарш и коммерческих директоров, но также студентов городских вузов и бизнес-школ.<BR><BR><B>Экстремалы</B><BR>Преподавателя, параллельно являющегося директором какой-либо компании, ныне можно отыскать почти в каждом серьезном учебном заведении: "Учат банкиры, учат строители, учат бухгалтеры, учат связисты..." Бизнесмены проводят по 100, 200, 300 и более часов лекций и практических занятий, несмотря на цейтнот, высокую загруженность и порой весьма экстремальные обстоятельства.<BR>"Я не знаю, читал ли Михаил Мирилашвили лекции раньше, но сейчас он проводит занятия по математике и экономике со своими сокамерниками. Их 9 - нет, вру, сейчас их семь-восемь человек. О качестве обучения говорить трудно: выпускных экзаменов там нет, а срок обучения не установлен, но я слышал, что занятия вызывают живой интерес", - сообщил советник президента холдинга "Петромир" Дмитрий Миропольский. <BR><BR><B>Летуны</B><BR>Общее количество петербургских бизнесменов-лекторов с трудом поддается учету. Слишком велика в их рядах текучка кадров. Например, еще недавно председатель совета директоров Международного банка Санкт-Петербурга и вице-президент Ассоциации российских банков Давид Трактовенко был руководителем кафедры в Университете экономики и финансов, теперь же он стал членом совета по защите кандидатских диссертаций по специальности "финансы, денежное обращение и кредит" Петербургской государственной инженерно-экономической академии.<BR>Несмотря на непостоянство, ректоры и деканы любят преподавателей "от сохи". "У нас примерно 200 человек преподавателей. Из них приблизительно 50% - профессиональные консультанты, а около 20% - так называемые действующие бизнесмены. Зачем они нам нужны? Все очень просто. В таких дисциплинах, как, к примеру, "Бухгалтерский учет и аудит", невозможно обойтись голой теорией. Слушатели не за то нам платят деньги. А реально действующий бизнесмен всегда на острие", - объяснил директор Высшей экономической школы Валентин Галенко.<BR><BR><B>Спасатели</B><BR>Когда проводит семинар либо читает лекцию специалист по консалтингу - это понятно. Работа у него такая - людей консультировать, а заодно потенциальных клиентов искать. У бизнесменов-практиков совершенно другая, более сложная мотивация.<BR>"Большинству нынешних преподавателей-профессоров лет по 60, по 70. Всю жизнь читали политэкономию социализма. И хотя теперь, они, конечно, "перековались", сделать это по-настоящему очень трудно: для этого надо полностью психологию изменить. В результате студенты зачастую приходят - у них в голове все набекрень. Моя задача - поставить все на свои места", - говорит генеральный директор "ЛенСпецСМУ" Вячеслав Заренков, читающий лекции на кафедре экономики и управления менеджмента Государственного архитектурно-строительного университета.<BR>"На самом деле преподавать я начал раньше, чем заниматься бизнесом: преподаванием занимаюсь с 1980 года, а бизнесом - реально только с 1991-го. Сейчас не хочется терять (нет, не мастерство - это громко сказано) квалификацию. Бизнес - достаточно узкая штука. Особенно если уже все налажено и движется на полных парах. А тут приходится книжки новые читать, со студентами общаться, на вопросы каверзные отвечать. В тонусе, в общем, находишься. На подготовку к лекциям я трачу выходные. Не жалко - если просто отдохнешь, то будешь замшелым", - поведал генеральный директор компании "Лизинг-Телеком" Александр Саулин.<BR><BR><B>Либералы</B><BR>Считается, что успешный бизнесмен - как правило, человек с решительным характером, который умеет отдавать приказы и строго спрашивать за их исполнение. Тем более удивительно, что топ-менеджеры - в основном весьма либеральные преподаватели.<BR>"В свое время, когда я занимался только преподавательской работой, то услышал такой диалог студентов у доски объявлений: "А этот человек?" - "У него руки по локоть в крови". Когда я перешел в бизнес, то стал намного лояльнее. Если раньше у меня 30-40% группы получало незачет, то теперь обычно ставлю только четверки и пятерки. Правда, я сейчас работаю с элитной группой - ребят отбирали еще на первом курсе", - заметил Александр Саулин.<BR>"Две трети группы у меня практически сразу получают пятерки. Я веду 4-5-й курсы. Студент нашего времени и 10-летней давности - две большие разницы. Тогда была одна мысль: купил подешевле - продал подороже. Нынешние раскрыв рот слушают, даже прогульщиков нет. Правда, бывает, попадается на зачете студентка - спрашиваешь: что такое рентабельность, назовите основные показатели эффективности работы предприятия. Бывает, "плавают" и на таких вопросах. Приходится отправлять. Двоек я не ставлю, но по 3-4 раза приходят", - рассказывает Вячеслав Заренков.<BR><BR><B>Корыстолюбцы</B><BR>Абсолютно все "лекторствующие" бизнесмены используют преподавание в меркантильных целях. И даже не скрывают этого. Любимое занятие бизнесмена за кафедрой - снятие "кадровых" сливок.<BR>"Приглядываю студентов и для себя и для других - в "Телекоминвесте" ("Лизинг-Телеком" - дочерняя структура "Телекоминвеста") много компаний. Кроме того, я просто поручаю студентам конкретные задачи по стратегическому развитию, по инновациям... То, чему учебники не учат, до чего у нас в текучке руки не доходят, а потребность есть. Получается, и им хорошо, и нам", - говорит Александр Саулин.<BR>"Преподавательством я занимаюсь с определенной личной корыстной целью. С одной стороны, на занятиях и свою фирму можно представить, с другой - выбрать двух-трех человек, которых можно пригласить на практику, а потом, если все нормально, то и на постоянную работу. Так к нам уже человек восемь попали. Вообще, всегда приятно пообщаться с незашоренными ребятами, у которых в голове много свежих идей. Бывает, говорят такие вещи, некоторые из них просто не знаешь", - признался Андрей Баранников, генеральный директор агентства "СПН-Гранат", а также преподаватель, мигрирующий между кафедрами PR Электротехнического университета (он же ЛЭТИ) и факультета журналистики СПбГУ.