Петербургские пищевики попали в тиски региональных конкурентов

Региональные производители осадили плотным кольцом продуктовый рынок Северной столицы. И петербургские предприятия потихоньку сдают позиции.

<BR><BR>Региональные производители осадили плотным кольцом продуктовый рынок Северной столицы. И петербургские предприятия потихоньку сдают позиции.<BR>Например, в мае 2000 г. 39% совокупного предложения молочных продуктов принадлежало производителям Петербурга, а год спустя - 34%. По вареным мясным продуктам доля предложений продукции петербургских мясопереработчиков сократилась с 69 до 66%. Аналогично складывается ситуация и на других продовольственных рынках.<BR>Вследствие этого объем отгруженной продукции мало-помалу отстает от объемов производства. Так, за I квартал 2001 года пищепереработчики Петербурга реализовали продукции на 12% меньше, чем выпустили. Маркетологи полагают, что это не очень хороший признак. Для пищевой промышленности нормально, когда объем продаж ниже производства только на 5%.<BR>Все это настораживает пищевиков, не связанных с сезонными товарами, такими, как пиво, мороженое. Ведь впереди сезонное снижение спроса по большинству продуктов питания. И продлится оно до конца сентября.<BR>Поэтому объем производства по итогам текущего года незначительно превысит отметку предыдущего.<BR>Аналитики рынка полагают, что подкачала маркетинговая стратегия петербургских производителей: регионалы успешно привлекли на свою сторону оптовиков, розничную торговлю. Как и следовало ожидать, на это отреагировали и покупатели. За последние 5 лет потребление регионального пива выросло вдвое. Правда, его доля рынка пока невелика 14% - летом и 8% - зимой. Генеральный директор исследовательской компании ЗАО "СНИЦ" Сергей Исаев считает, что по некоторым товарным группам иногородние производители даже заняли доминирующее положение. Например, москвичи захватили не менее 50% петербургского рынка йогуртов. <BR>По мнению руководителя отдела client service ЗАО "Комкон-СПб" Михаила Подушко, причина "измены" - в низкой лояльности горожан к товарам местных производителей. Среди отечественных продуктов питания очень мало брэндов, ориентированных на конкретных людей, и потребители легко переходят от одного производителя к другому.<BR>Если доля рынка петербургских компаний продолжит сужаться, то финансовое положение компаний заставит руководителей предприятий предпринять более решительные маркетинговые действия.<BR><BR><B>Производство медлит с ростом</B><BR>С начала 1999 г. пищевая индустрия России активно наращивала производство. Что и сказалось на росте объемов. Впервые за десятилетие выпуск продукции в 1999 г. оказался выше уровня предыдущего года на 18,5%. Рост продолжался и дальше: по итогам I квартала 2000 г. объем производства по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. вырос на 31,82%. Но затем темп роста замедлился: за I квартал 2001 объем вырос всего на 3,34% к уровню 2000 г. <BR>Тем временем более приятный хозяйственникам показатель - рентабельность производства - падал. По данным отдела предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности КЭПП администрации Петербурга, в 1999 г. прибыльность компаний пищевой индустрии города находилась в пределах 30-40%. Сейчас, как правило, не превышает 15%.<BR>Еще год назад объем производства пищевой промышленности крупными и средними предприятиями Петербурга оценивался в $1,66 млрд. Темпы его роста прогнозировались на уровне 20-30% в год в течение ближайших 5-6 лет (агрегированный показатель по всем выпускаемым товарам). Однако вряд ли эти прогнозы сбудутся в текущем году, считают маркетологи.<BR>Рентабельность пищевых компаний снижается более высокими темпами, чем ставка по среднесрочным кредитам: в марте 1999 г. кредиты на срок более года давали под 40-60%, теперь диапазон ставок составляет 25-50%. И это тормозит развитие пищепроизводящих компаний.<BR><BR><B>Качество обгоняет цены</B><BR>В Петербурге производят напитки и продукты питания около 540 компаний, в том числе 87 крупных. И у всех руководителей этих предприятий как кость в горле стоит вопрос снабжения производства сырьем. Сельхозпроизводители Ленобласти обеспечивают потребности пищевиков Северной столицы в растительном и животном сырье, по разным оценкам, на 30-40%.<BR>По этой причине, полагают производители города, они проигрывают регионалам в цене конечной продукции. Поставщики из центральных регионов способны предложить петербургским оптовикам продукцию по более низкой цене, чем петербургские заводы. Вторым по значимости фактором, влияющим на выбор товара оптовиком и розницей, оказалось качество продукции.<BR>"Качество - единственный фактор, влияние которого увеличилось по сравнению с прошлым годом. Его прирост составил 7%", - отмечает директор по маркетингу ЗАО "Той-Опинион" Алексей Кропотов.<BR><BR><B>Направление движения</B><BR>По мнению участников рынка, в ближайшее время доминирующей тенденцией на продовольственном рынке России станет вступление предприятий в союзы, холдинги, ассоциации.<BR>Но мотивы объединения у региональных и петербургских предприятий разные. Путем слияния крупные продуктовые компании Северной столицы решают две задачи. Первая, обусловленная требованиями выживания, - это обеспечение производства сырьем.<BR>Ради этой цели переработчики Северной столицы активно внедряются в сельское хозяйство. Новатор в этой области - ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол" еще в конце 1998 года завершило программу лизинговых поставок оборудования для совхозов Ленинградской области по программе "Балтийское море". Молокозавод предоставил областным совхозам отсрочку по платежам за поставленное оборудование, а расплачиваются хозяйства молоком.<BR>В конце 2000 года ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" и французская фирма Groupe Soufflet открыли солодовенный завод.<BR>ОАО "Парнас-М" занято созданием холдинга с целью формирования полной технологической цепочки колбасного производства - от выращивания скота в хозяйствах Ленинградской области до реализации продукции в фирменных магазинах.<BR>В результате слияния молокоперерабатывающего завода "Роска" и шести сельскохозяйственных предприятий получилось ОАО "Корпорация "Роска". Акционерами новой компании стали четыре предприятия молочного животноводства Ленобласти, предприятие по выпуску комбикорма (Воронежская область), птицеводческое хозяйство (Московская область). Держатель основных производственных фондов для будущих пищевых производств корпорации - ООО "Колибри плюс".<BR>Вторая задача петербургских предприятий - защита от вторжения крупных иногородних корпораций. В первую очередь московских.<BR>Наиболее амбициозный игрок этого рынка - группа компаний "Вимм-Билль-Данн" упорно прокладывает себе дорогу путем поглощения конкурентов. Стратегическая цель компании - создание сети производств во всех федеральных округах России.<BR>"Вимм-Билль-Данн" не оставил без внимания и пивоваренную отрасль, где производители города на Неве наиболее сильны. Сокомолочный гигант уже овладел пивзаводами на Дальнем Востоке, в Центральной России и в Москве. Пока общий объем производства этих заводов в сравнении, например, с ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" в 7 раз ниже.<BR>Но амбициозные москвичи рассчитывают накопить мощности, разработать и разрекламировать недорогой общенациональный брэнд.<BR><BR><B>Стратегия и тактика</B><BR>Если основная задача крупных предприятий Петербурга - расширение товарной линии и увеличение выпуска продукции, то средние и мелкие предприятия сосредоточатся на выпуске наиболее дефицитных товаров и направят все усилия на защиту своей ниши. <BR>Их первоочередная задача в текущем году - отработать технологию производства новых товаров. Например, ООО "ЛПК "Ленкомм" планирует инвестировать $350-400 тыс. в фабрику по производству диетического и диабетического питания.<BR>Типичное мнение средних производителей выражает генеральный директор ООО "ЛПК "Ленкомм" Алексей Капустин. Он уверен, что лучше быть одним производителем диабетического питания, чем одним из 48 производителей молока. Кроме того, конкуренция на массовом рынке продуктов питания сейчас очень жесткая, и нет никаких предпосылок для концентрации рынка. Следствием этого станет дальнейшее сокращение рентабельности производства.<BR>Многие пищепроизводители стремятся создать подконтрольные, надежные каналы распределения продукции. Развитием фирменной розничной сети занимаются практически все компании, включая иногородние. Например, АПК "Черкизовский" владеет сетью мясных магазинов в Петербурге. Концерн "Колибри" при поддержке администрации города создается сеть социальных магазинов SOS.<BR><BR><B>Государство отдает последнее</B><BR>Правительство РФ, регулируя продовольственный рынок страны, пытается соблюсти баланс интересов сельхозпроизводителей и пищевиков. Один из рычагов - пошлины на ввоз дефицитного сырья. Их снижение негативно отражается на деятельности отечественных сельхозпредприятий, а увеличение приводит к росту цен на продовольственном рынке. Вследствие чего снижаются спрос и доходы пищепереработчиков.<BR>Особняком стоит вопрос качества товаров отечественного производства. И здесь государство ужесточает контроль путем введения новых ГОСТов. Национальный фонд защиты потребителей, одним из учредителей которого является Госстандарт России, выделил в 2001 году 3 млн руб. на финансирование разработки 12 ГОСТов, в частности на сметану, молоко, молоко сгущенное, творог, ряженку, простоквашу и другие российские национальные продукты.<BR>Власти Петербурга также постоянно ищут способы поддержки местных производителей. Например, в недрах КЭПП зреет план создания лизингового фонда. Его задача - предоставление долгосрочного кредита мелким и средним предприятиям Северной столицы. Фонд будет создан за счет средств городского бюджета.<BR>"Если все удастся, то уже в текущем году фонд получит 10 млн рублей. Каков будет процент по кредитам, пока неизвестно, но он будет минимальный", - поясняет начальник отдела предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности КЭПП Наталья Лапеко.<BR>