E-business с трудом вживляют в промышленность

Развитие межкорпоративного электронного бизнеса в промышленности России вступает в фазу устойчивого роста. Однако ни одна из крупнейших отраслей российской промышленности не готова в полной мере воспользоваться e-business как эффективным инструментом для

<BR><BR>Развитие межкорпоративного электронного бизнеса в промышленности России вступает в фазу устойчивого роста. Однако ни одна из крупнейших отраслей российской промышленности не готова в полной мере воспользоваться e-business как эффективным инструментом для развития. <BR>Главным сдерживающим фактором участники рынка считают недостаточно развитую культуру электронного бизнеса в России. "Необходимость перехода на информационные технологии осознало пока очень мало менеджеров. В основном все работают по старинке: используя для документов бумажные формы, а для передачи сведений - факс. При этом бороться с инерционностью руководителей бесполезно. Ситуация изменится, когда во главе предприятий встанут менеджеры нового поколения, для которых электронный бизнес не является открытием", - считает начальник отдела автоматизации системы управления ЗАО "Металлургический завод "Петросталь" Александр Пономарчук. <BR>В числе других сдерживающих факторов участники рынка и эксперты называют невысокий уровень внедрения информационных технологий, особенно на периферии, а также ограниченную Интернет-аудиторию. <BR>Отсутствие законодательной базы, регулирующей собственно электронные сделки, участников рынка мало беспокоит: эти вопросы оговариваются партнерскими соглашениями. <BR><BR><B>Начало с сайта </B><BR>Участники рынка считают, что внедрение систем межкорпоративной электронной торговли начинается с создания собственного сайта. "Летом мы планируем запустить собственное Интернет-представительство, и, возможно, именно тогда начнется планомерное внедрение информационных технологий в деятельность служб предприятия", - говорит заместитель генерального директора по общественным связям ОАО "ЛОМО" Лазарь Залманов. <BR>Однако, по его словам, сайт ЛОМО будет выполнять представительские функции. На нем разместят информацию о предприятии и подробные технические характеристики выпускаемой продукции.<BR>"Информацию о товаре обычно запрашивают у производителя, а не у наших дилеров. На сайте ЛОМО покупатель, прежде чем прийти к нашему дилеру, сможет спокойно выбрать интересующую его продукцию", - считает Лазарь Залманов. <BR>"Непродвинутость" Интернет- торговли на ЛОМО пока компенсируют лишь активной финансовой Интернет-деятельностью. По словам начальника финансово-инвестиционного управления ОАО "ЛОМО" Павла Кочина, 90% платежей предприятие производит при помощи системы "банк-клиент", то есть посредством Интернета. <BR>"За 5 месяцев 2001 года мы провели через сеть платежей более чем на 600 млн рублей", - утверждает Павел Кочин.<BR>Оставшиеся 10% платежей приходятся на клиентов, которые не верят пока электронным бланкам. Для подтверждения платежа такие партнеры требуют традиционное бумажное платежное поручение. "Практика электронных документов пока еще не вошла в российский бизнес, еще очень многие не доросли до культуры электронных взаимоотношений", - считает Павел Кочин.<BR>Исследование, проведенное компанией "Эксперт-РА", показало, что доступ к сети Интернет имеют почти 90% промышленных компаний, 4% имеют только электронную почту.<BR>Особое внимание промышленные предприятия уделяют собственным сайтам - 62% уже имеют сайт, 22% планируют создать его в текущем году, 7% - в течение 3 лет. Лишь 9% опрошенных этого делать не собираются. <BR><BR><B>Впереди металлурги </B><BR>Наиболее близко к использованию Интернет-технологий подошли предприятия металлургического комплекса России.<BR>Уже функционируют торговые системы metallotorg.ru, e-metex.ru, metal-russia.com.<BR>Однако торговые системы пока рассматриваются участниками рынка как второстепенные инструменты электронной торговли. "Наши маркетологи "повесили" нашу продукцию на всех возможных торговых площадках. Но пока мы преимущественно работаем с покупателями напрямую", - говорит Александр Пономарчук. <BR>По его словам, 40% продукции ЗАО "Петросталь" экспортируется, и почти вся документация отправляется по Сети в виде упакованных баз данных. При этом информация отправляется в формате, нужном заказчику. <BR>Из российских покупателей 70% металлопроката, произведенного ЗАО "Петросталь", приобретают автогиганты ВАЗ и ГАЗ. С этими клиентами специалисты ЗАО "Петросталь" общаются практически исключительно в электронном формате.<BR>"Мы можем перевести в электронные формы взаимодействие практически со всеми нашими партнерами. Но большинство из них к этому не готово - привыкли работать по старинке", - считает Александр Пономарчук. <BR>По его мнению, активное применение электронной торговли начнется через 3-4 года. Пока идет период освоения электронных технологий b2b.<BR>Например, ЗАО "Петросталь" за 7 лет самостоятельности вложило в создание собственной информационной системы управления ("самописная" система класса ERP) несколько сотен тысяч долларов. Точную цифру, сославшись на коммерческую тайну, на предприятии не назвали. <BR><BR><B>Активные дистрибьюторы </B><BR>Активное освоение современных технологий наблюдается у участников рынка медицинских препаратов. Эксперты предсказывают, что в ближайшем будущем элементы электронного взаимодействия возникнут между фармацевтическими предприятиями. Инициаторами создания электронных систем этой отрасли станут не производители медикаментов, а крупные дистрибьюторские компании. <BR>Они также могут стать флагманами по внедрению систем b2b и в других отраслях.<BR>Например, компания A&T Trade, дистрибьютор профессионального оборудования для шоу-бизнеса, индустрии развлечений, теле- и радиостанций, в феврале 2001 года запустила систему работы с дилерами через Интернет. По заявлению менеджеров компании, система в 8 раз сократила количество входящих звонков и уже окупила себя за счет экономии на рекламно-информационную поддержку продукции. <BR><BR><B>Специфика отрасли </B><BR>Машиностроение, химическая промышленность, лесная и пищевая отрасли менее готовы к применению элементов электронной торговли. <BR>Топливно-энергетический комплекс имеет значительные ресурсы для развития Интернет-технологий в межкорпоративном бизнесе. Однако эти отрасли в силу специфичной структуры не имеют возможности для крупных открытых проектов по организации сбыта при помощи электронных технологий. <BR>Электронные технологии успешно применяются и при внутрикорпоративном взаимодействии. Например, ОАО "Газпром" обладает очень мощной автоматизированной системой управления ресурсами корпорации. <BR>По оценкам экспертов, до 2003 года российский рынок b2b будет проходить этап структурной реорганизации. <BR>Использование инструментов электронной торговли между компаниями постепенно возрастает, однако стоимостные показатели объема рынка прогнозируются небольшие. В 2000 году суммарные межкорпоративные продажи в Интернете, по данным рейтингового агентства "Эксперт-РА", составили $60 млн (общий объем производства промышленной продукции - $160 млрд). В 2003 году этот показатель может возрасти до $530 млн. <BR>