00:0011 мая 200100:00
43просмотров
00:0011 мая 2001
Как только в России стали проявляться тенденции к росту экономики, промышленникам пришлось обратить внимание на состояние энергосистемы страны и потенциал по его обновлению.
<BR><BR>Как только в России стали проявляться тенденции к росту экономики, промышленникам пришлось обратить внимание на состояние энергосистемы страны и потенциал по его обновлению. <BR>Оказалось, предприятия энергомашиностроения готовы участвовать в программах модернизации отечественной энергосистемы. За время экономического спада в России они не утратили крепких позиций на мировых рынках, несмотря на то что в целом мировое энергомашиностроение характеризуется острой конкурентной борьбой, обусловленной наличием больших избыточных мощностей. Например, АООТ "Ленинградский металлический завод" (ЛМЗ) занимает 8% мирового производства турбостроения. Среди конкурентов российских предприятий выступают такие гиганты мирового бизнеса, как Siemens, General Electric, Toshiba, ABB, Hitachi, Skoda. <BR>Если в начале 1990-х годов российскому энергомашиностроению отводилась роль лишь вспомогательного производства, то теперь крупнейшие мировые концерны все чаще признают российские предприятия достойными конкурентами и вступают с ними в партнерские отношения, создавая стратегические проекты. <BR><BR><B>Требуется обновление</B><BR>В связи с принятой программой "Энергетическая стратегия России до 2020 года", разработанной Министерством энергетики РФ и учеными РАН, предусматривается серьезный подъем машиностроения.<BR>Потребности России в важнейших видах продукции энергомашиностроения определяются в значительной мере потребностями ТЭКа в замене устаревшего оборудования и вводе новых мощностей. На рубеже веков значительная доля оборудования действующих энергоблоков практически выработала расчетный ресурс и требует либо замены, либо серьезной модернизации. Например, из 29 энергоблоков АЭС большая часть близка к окончанию проектного срока эксплуатации, четыре энергоблока уже остановлены, и на них ведутся работы по подготовке к выводу из эксплуатации. До 2010 года общее количество блоков, которые должны быть остановлены, составит 19, поэтому особо остро стоит задача накопления в короткие сроки необходимых инвестиций для проведения работ по модернизации. <BR>В России и странах СНГ более 60% всего парка паровых турбин проработало 30 лет и более, поэтому нуждается в модернизации. Большой интерес для российских заказчиков представляют теплофикационные паровые турбины, устанавливаемые взамен старых конденсационных. Более 340 паровых турбин АООТ "ЛМЗ" установлено в различных странах мира, в том числе турбин, разработанных в 40-60-х годах. <BR>Минатом РФ планирует начиная с 2005 года ежегодно строить по одному новому энергоблоку. Таким образом, российские производители оборудования для атомных станций смогут заметно расширить присутствие на внутреннем рынке энергомашиностроения.<BR>Более того, по данным Минатома, петербургские производители оборудования для АЭС будут работать на экспорт ближайшие 6 лет. Портфель их экспортных заказов на этот период оценивается в $1,4 млрд. Его формированию способствуют политические причины: Россия поставляет оборудование для АЭС в страны, с которыми отказываются сотрудничать иностранные конкуренты. Зарубежные заказы восполняют внутренний простой, возникший из-за того, что отечественные производители успели поставить основное технологическое оборудование даже на те "российские" объекты, которые сейчас законсервированы. <BR>Крупнейшие петербургские предприятия - АООТ "ЛМЗ", АООТ "Электросила", АООТ "Ижорские заводы" - примут участие в строительстве минимум шесть энергоблоков для китайской АЭС "Тянь-Вань", АЭС "Бушер" (Иран) и индийской АЭС "Кудан-Кулам". Работы продлятся около 6 лет.<BR><BR><B>Петербургское влияние на отрасль </B><BR>Предприятия энергетического машиностроения выпускают основное и комплектующее оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. Несмотря на огромные масштабы российской энергетической отрасли, российские энергомашиностроители полностью обеспечивают ее нужды. <BR>Энергомашиностроение России насчитывает более 50 предприятий. Наиболее мощные предприятия находятся в Петербурге: АООТ "Ленинградский металлический завод", АООТ "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ), ОАО "Ижорские заводы", ОАО "Новая сила", ОАО "Звезда", ОАО "Балтийский завод". Их доля в российском объеме отраслевого производства составляет около 70%. Среднесписочная численность работников этих предприятий - 12,3 тыс. человек, которым регулярно выплачивается зарплата. <BR>Доля паровых турбин ЛМЗ, установленных на электростанциях России, составляет 55% от общей установленной мощности ТЭС и АЭС. Генераторами "Электросилы" оснащены тепловые электростанции - на 80% установленной мощности по России (60% по СНГ), гидравлические - на 90% (70%) и атомные - почти на 100% (100%). <BR>Более трети отечественных предприятий в области металлургии, судостроения, химии, нефтедобычи эксплуатируют электродвигатели с маркой "Электросила". Промышленная корпорация "Объединенные машиностроительные заводы", куда входит ОАО "Ижорские заводы", производит около 50% оборудования для атомных станций.<BR><BR><B>Плюсы и минусы</B><BR>Для петербургских предприятий энергомашиностроения 2000 год был достаточно успешным. Анализируя финансовое состояние предприятий рассматриваемой отрасли, можно сделать следующие выводы:<BR>- за отчетный период значительно выросла выручка от реализации продукции у всех рассматриваемых предприятий, при этом у АООТ "Электросила" и ОАО "Ижорские заводы" улучшился и качественный показатель выручки - ROS, эти же компании и ОАО "Звезда" продемонстрировали улучшение рентабельности активов и собственного капитала, а также важнейшего показателя - прибыли на акцию;<BR>- стоит отметить высокий уровень производительности труда по отрасли в целом; здесь лидером стало АООТ "ЛМЗ" (333,81 тыс. руб./ чел.);<BR>- лучший уровень текущей ликвидности был у ОАО "Новая сила";<BR>- самый высокий уровень EPS по отрасли - у ОАО "Завод турбинных лопаток";<BR>- темпы роста производства на АООТ "ЛМЗ" составили 180% по сравнению с 1999 годом, причем план перевыполнен на 6866 тыс. рублей, средняя зарплата выросла в 1,5 раза;<BR>- в то же время все компании имеют высокую кредиторскую и дебиторскую задолженность (как краткосрочную, так и долгосрочную), что негативно влияет на показатели финансовой устойчивости, ликвидности и деловой активности предприятий, а также усиливает коэффициент финансового и валютного рисков.<BR>Компании отрасли начали 2001 год достаточно успешно. В частности, предприятия энергомашиностроительного концерна "Силовые машины" заключили соглашения о сотрудничестве с двумя крупнейшими российскими банками - Внешторгбанком и РОСБАНКом. Цель соглашений - разработка и реализация совместных проектов, направленных на развитие отечественного энергомашиностроения, в том числе - создание дополнительных источников финансирования для развития производства, открытие кредитных линий и организация синдицированных кредитов, создание совместных инвестиционных проектов, разработка и реализация лизинговых программ.<BR>Весьма вероятно, что в ближайшие 5-10 лет компании будут развиваться как за счет прямых, так и портфельных инвестиций, а также за счет привлечения кредитов банков. Не стоит исключать и того, что с ростом портфеля заказов будет увеличиваться и чистая прибыль компаний, первостепенной задачей при распределении которой является развитие производства. <BR>Портфель заказов российских энергомашиностроителей на 30-50% состоит из экспортных контрактов. Вероятно, такая пропорция заказов сохранится. С финансовой точки зрения, заказы со стороны зарубежных партнеров выглядят более привлекательными, поскольку позволяют получить выручку в свободно конвертируемой валюте, избегая при этом валютно-финансовых рисков. Тем не менее отрасль не может быть полностью экспортно ориентированной, поскольку изготавливаемое оборудование является стратегически важной продукцией для экономики страны. <BR>Какие из заказов будут приоритетными, решает руководство компаний. Государство может ограничить долю экспорта энергомашиностроительной продукции путем квотирования или другого вида ограничения с помощью законодательства, но речь о национализации отрасли не идет. <BR>Можно, конечно, попытаться скупить контрольный пакет акций, но в нынешних рыночных условиях это сделать невозможно, поскольку на фондовом рынке обращается лишь часть акций. Государственная поддержка в виде льгот российским предприятиям электроэнергетики, делающим выбор в пользу отечественной продукции, когда они проводят техническое перевооружение, а также государственные инвестиции в основные фонды и НИОКР российских энергомашиностроителей смогут стать сильным стимулом для ориентации компаний отрасли на внутренний рынок. <BR>Достаточно важной проблемой отраслевого масштаба является невозможность отдельных предприятий сдавать потребителям продукцию "под ключ". Это вынуждает производителей реализовывать продукцию через государственных посредников, которые определяют валютно-финансовые условия с контрагентами, при этом комиссионные составляют от 3 до 14%, что отрицательно сказывается на эффективности хозяйственной деятельности производителей и снижает конкурентоспособность отрасли в целом. <BR>Более того, посредники нередко замораживают значительное количество оборотных средств производителей, допускают серьезные промахи в маркетинговых решениях. Поэтому в первостепенных планах отраслевых предприятий значится взаимная интеграция с целью повышения производительности труда, снижения издержек, расширения и диверсификации портфеля продукции. Тем более что развитие производства рассматриваемых заводов зависит друг от друга. <BR>Создание концерна "Силовые машины" является первой ступенью формирования единой структуры производства энергетического машиностроения. Хотя и здесь еще много нерешенных проблем, главной из которых является конфликт интересов акционеров и менеджеров предприятий. <BR>Первый опыт строительства электростанции "под ключ" петербургские компании получат в Индии, что станет мощнейшим стратегическим достижением концерна.<BR><BR><BR><B>Инвестиционная привлекательность</B><BR>Сильный интерес к предприятиям отрасли со стороны инвесторов появился в начале февраля 2001 года, когда АООТ "ЛМЗ", АООТ "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток" и Калужский турбинный завод объединились в концерн "Силовые машины". <BR>Инициаторами объединения выступили холдинговая компания "Интеррос" и группа менеджеров во главе с Евгением Яковлевым. Акции АООТ "Электросила" подорожали после этой новости на 104,75%, акции АООТ "Ленинградский металлический завод" - на 67,66%. <BR>На российском фондовом рынке спросом пользуются также и акции ОАО "Ижорские заводы": в марте 2001 года цена на них взлетела на 110,53% (до $17,333 за акцию). <BR>Тем не менее акции компаний российского энергомашиностроения относят ко "второму эшелону", интерес инвесторов к ним носит точечный характер. Акции ОАО "Завод турбинных лопаток", ОАО "Звезда", ОАО "Новая сила" обращаются только на внебиржевом рынке.<BR>Одна из главных причин этого заключается в том, что сами эмитенты не озабочены рынком собственных акций. Для эмитентов сегодня фондовый рынок - это не альтернатива привлечения дополнительных инвестиций; руководители компаний в большей степени доверяют кредитам банков. Эмитенты не хотят становиться публичными компаниями. <BR>Торговля этими акциями сводится к перераспределению пакетов акций между узкой группой участников фондового рынка. Инвестор, в свою очередь, боится покупать кота в мешке, поскольку он не может адекватно оценить финансовые результаты компании-эмитента, которая скрывает финансовые показатели, стараясь уйти от налогов. Для этих же целей у многих эмитентов насчитываются десятки аффилированных лиц. <BR>Инвесторов также отпугивает и постоянный передел собственности внутри предприятий, где разгораются нешуточные войны. <BR>Инвесторы будут приобретать только те ценные бумаги, которые им интересны и наименее рискованны. Поэтому именно эмитент должен быть заинтересован в том, чтобы компания была доступна для инвестиционных компаний. <BR>Вот почему акции предприятий российского энергомашиностроения явно недооценены, если сопоставить нынешнее финансовое положение петербургских предприятий с тем, каким оно было в 1997 году, когда акции компаний достигали своих исторических ценовых максимумов. Этот же вывод можно сделать, сравнивая стоимость акций российских и иностранных энергомашиностроителей.<BR>Несмотря на серьезные проблемы, которыми сейчас богато каждое отдельно взятое предприятие, в ближайшие 5-10 лет можно прогнозировать наращивание темпов развития энергетического машиностроения в целом и повышение инвестиционной привлекательности петербургских предприятий отрасли в частности. <BR>