Бюджетное послание Президента России Федеральному собранию

Бюджетное послание Правительство примет за основу при подготовке проекта федерального бюджета на 2002 год.

<BR><BR>Бюджетное послание Правительство примет за основу при подготовке проекта федерального бюджета на 2002 год.<BR> Бюджетное послание содержит основные ориентиры бюджетной политики в 2002 году, вытекающие из стратегических направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента России Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" (далее именуется - Бюджетное послание на 2001 год). <BR>Послание подготовлено в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса РФ.<BR><BR>Итоги бюджетной политики- 2000<BR> В 2000 году впервые был достигнут профицит федерального бюджета.<BR>Рост бюджетных доходов в 2000 году позволил полностью ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой, дополнительно профинансировать ряд важных государственных и социальных программ. Бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике. <BR>Вместе с тем положительные тенденции в бюджетной сфере пока не стали устойчивыми. Они во многом явились результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.<BR><BR><B>Основные задачи бюджетной политики в 2002 году</B><BR>Важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году является поддержание макроэкономической сбалансированности.<BR>Профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5% ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездефицитность федерального бюджета. Такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы.<BR>Федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от изменения мировых цен на российские экспортные товары. Для этого он должен формироваться из двух частей.<BR> Первая его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры. <BR>Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен.<BR><BR><B> Задачи в области доходов</B><BR>Увеличение доходов должно происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.<BR>Дальнейшее развитие налоговой реформы будет проходить по следующим направлениям.<BR>1. Требуется принять главу Налогового кодекса РФ, регулирующую вопросы налогообложения прибыли. В составе расходов предприятий должны учитываться экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, необходимые для ведения бизнеса, включая затраты на рекламу и имущественное страхование. <BR> Необходимо перейти на обязательное применение метода начислений для определения момента признания доходов и расходов, как это принято в мировой практике. Возможность применения кассового метода должна быть сохранена только для предприятий малого бизнеса. Следует отказаться от двойного налогообложения дивидендов.<BR>2. Не позднее чем с 2003 года необходимо полностью исключить из налоговой системы налоги и сборы, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налог на покупку иностранных денежных знаков.<BR>3. С начала этого года стал действовать единый социальный налог. Следующим шагом должно стать уточнение параметров регрессии при начислении указанного налога. В дальнейшем следует продолжить снижение ставок единого социального налога.<BR>4. Первые результаты перехода к единой ставке налога на доходы физических лиц в размере 13% обнадеживают. Неизменность нынешней ставки является принципиальной позицией государства на годы вперед.<BR>5. Следует продолжить реформу налогообложения пользования природными ресурсами. Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. Целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.<BR>Повышение эффективности таможенного администрирования остается существенным резервом пополнения доходной части федерального бюджета.<BR>В 2000 году возросли поступления в федеральный бюджет от дивидендов на принадлежащие государству акции в акционерных обществах с государственным участием. Система эффективного управления государственными активами находится лишь в стадии становления. Создание такой системы необходимо ускорить, чтобы начиная с 2002 года обеспечить значительный рост доходов федерального бюджета, получаемых от использования федеральной собственности. <BR>После завершения работы по оптимизации государственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний необходимо с максимальной выгодой для федерального бюджета осуществить продажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев.<BR><BR><B>Задачи в области расходов</B><BR>1. Следует установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений.<BR>Необходимо пересмотреть статус государственных унитарных предприятий. Большинство из них должно получить статус акционерных обществ со 100%-ным государственным участием. <BR>2. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы. Основы такого механизма к настоящему времени созданы. <BR>3. Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.<BR>4. Предстоит продолжить оптимизацию сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны. Нуждаются в уточнении источники финансирования этих организаций. Необходимо ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы.<BR>5. Предстоит разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. <BR>6. Осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе.<BR>7. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.<BR>8. Повышение оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.<BR>9. До конца текущего года следует определить механизм перехода к новой модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую, выработать план необходимых мероприятий по ее осуществлению и принять соответствующие законы. <BR>10. В 2002 году особое внимание при подготовке целевых программ должно быть уделено реформе государственной службы, реформе судебной системы и ее развитию.<BR><BR><B> Межбюджетные отношения</B><BR>Сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. В 2001 году Правительство РФ должно разработать и утвердить программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 года. Ее основной целью является установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ. <BR>Необходимо обеспечить стабильность источников формирования региональных и местных бюджетов путем закрепления за ними на долгосрочной основе доходов от поступления налогов на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход, платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами, а также значительной части поступлений налога на прибыль.<BR>В 2002 году и в последующие годы будет продолжено сокращение "нефинансируемых федеральных мандатов" за счет отмены действия законодательных норм, не обеспеченных источниками финансирования, предоставления субъектам РФ целевой финансовой помощи на реализацию федеральных социальных законов, освобождения региональных и местных бюджетов от обязательств по финансированию ведомственных льгот, федеральных организаций и учреждений.<BR>Средства Фонда регионального развития следует переориентировать на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В то же время основными источниками бюджетных средств на эти цели должны оставаться ресурсы региональных и местных бюджетов.<BR><BR><B>Управление государственным долгом</B><BR>Государственный внешний долг в 2000 году был сокращен на $14 млрд и достиг величины $144 млрд. Стратегия в области управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение "пиков" платежей, на улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.<BR>Для этого следует создать единую систему управления государственным долгом, включающую в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. <BR>Следует окончательно отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультационных услуг.<BR><BR><B> Совершенствование казначейских технологий</B><BR>В 2000 году на обслуживание органами федерального казначейства были полностью переведены счета таможенных органов и большая часть счетов Минобороны России. К 1 октября 2001 года все получатели средств федерального бюджета, оставшиеся неохваченными казначейским контролем, должны быть также переведены на обслуживание в казначейство. Таким образом, формирование казначейской системы исполнения федерального бюджета будет завершено. Этот процесс необходимо интенсифицировать и на региональном, и на местном уровнях.<BR>Качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, обеспечивающей эффективное управление государственными средствами, является формирование единого счета специализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственным участием.<BR>В 2002 году должна быть преодолена практика запоздалого - в среднем на 3 месяца - принятия Правительством РФ постановлений, содержащих меры по реализации федерального Закона о федеральном бюджете на очередной год. Применительно к 2002 году проекты соответствующих решений Правительства РФ нужно подготовить в кратчайшие сроки после подписания Закона о федеральном бюджете. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Решение обозначенных в настоящем Бюджетном послании задач даст новый импульс к развитию России в 2002 году и в последующие годы.