Породистые брэнды защитят себя сами

Вопрос защиты торговой марки - вопрос о том, может ли она защитить сама себя.

<BR><BR>Вопрос защиты торговой марки - вопрос о том, может ли она защитить сама себя.<BR>Брэнды - как друзья человека: тоже бывают породистыми и беспородными. <BR>Только, в отличие от собак, беспородные брэнды не обладают собачьей преданностью. По-юридически - охраноспособностью. И потому легко могут служить сразу нескольким хозяевам. <BR>Беспородному брэнду нельзя сочинить родословную и выдать документ. Например, брэнды "Ювелирторг", "Ленлес", "Галерея вин" не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, поскольку неохраноспособны. Брэнд "Талосто" может считаться эксклюзивным, а вот слоган "вкусно и просто" - нет. Поэтому, если кто-то решит им воспользоваться, формально это будет выглядеть вполне законно. <BR> <BR><BR><B>Мимикрия</B><BR>Когда брэнд нельзя своровать, его можно подделать. Например, поменять в названии одну-две буквы. И получатся духи Shanel, колготки Omasa, зубная паста Belamed. Подкрепив все это соответствующим оригиналу дизайном, можно смело пожинать плоды чужой славы.<BR>Регистрируя товарные знаки, про этикетки, на которых эти знаки будут изображены, многие забывают. И этим тоже можно очень удачно пользоваться. <BR>Например, производителем масла "Королли" не были защищены ни упаковка, ни этикетка. Что и позволило одной российской фирме оформить права на дизайнерскую разработку, а потом еще и предъявить производителю претензии. То же самое произошло с шоколадом "Вдохновение", "мимикрировавшим" в шоколад "Балет" с идентичным рисунком на упаковке.<BR>Среди "брэндоведов" существует такое понятие, как "патентный рэкет". Его жертвами обычно становятся зарубежные компании, решившие украсить своими брэндами чужестранную действительность. Собрались, например, "Лексмарк" со своими принтерами или "Паклан" с оберточной бумагой в Россию, а на ее территории права на эти названия уже зарегистрированы. Впрочем, иной раз даже регистрация товарного знака в России ничего не гарантирует. <BR>Самый доходчивый пример - аргентинская компания Molinos и ее масло "Идеал". Брэнд был зарегистрирован Роспатентом, а потом им же и отменен - по инициативе обиженного на Molinos петербургского дистрибьютора. После чего дистрибьютор сам начал выпускать масло с аналогичными названием и этикеткой.<BR><BR><B>Туда нельзя, сюда нельзя</B><BR>"Вопрос, который на первый взгляд кажется очень простым - название фирмы, - вызывает впоследствии больше всего проблем", - говорит менеджер проекта ООО ICS Вера Власова.<BR>"Одна из самых распространенных и самых дорогих ошибок - когда, несколько лет вкладывая деньги в свою марку, компании "вдруг" обнаруживают, что раскручивали "чужой" брэнд. Владелец которого, оформивший регистрацию раньше, не замедлит с претензиями", - поясняет патентный поверенный РФ директор ЗАО "Усков и партнеры" Вадим Усков. <BR>Поэтому проверку новизны брэнда знающие люди делают в несколько этапов, с определенными временными интервалами, в течение которых обновляется база данных патентного ведомства. <BR>Международный классификатор товаров и услуг включает 42 класса, каждый из которых представляет собой определенную товарную нишу. Группу таких ниш (или вообще все 42 класса) можно заблокировать брэндом и 5 лет жить спокойно (через 5 лет товарный знак аннулируется в отношении тех товаров, которые компания не производит, но ничто не мешает зарегистрировать его еще на такой же срок). <BR>Именно блокирующая регистрация позволила "Балтике" успешно бороться с сигаретами "Балтика", орешками "Балтика", соленой рыбой "Балтика" и т.д., хотя сама компания не производит ни сигарет, ни закусок к пиву.<BR>