Власти дают фору судовладельцам

Впервые в новейшей истории России Правительство разродилось документом, предоставляющим реальную поддержку владельцам водного и воздушного флота.

<BR><BR>Впервые в новейшей истории России Правительство разродилось документом, предоставляющим реальную поддержку владельцам водного и воздушного флота.<BR>Председатель Правительства России Михаил Касьянов подписал Постановление №278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства". С 2001 года Правительство начинает компенсировать из средств федерального бюджета затраты отечественных транспортных компаний на погашение кредитов, взятых в российских банках на строительство морских, речных и воздушных судов.<BR>Компенсации будут предоставляться транспортным компаниям любой формы собственности, кроме бюджетных организаций. В 2001 году государство намерено оплатить половину процентов за обслуживание кредитов. На эти цели в федеральном бюджете 2001 года заложено 50 млн рублей. В бюджетах следующих лет на компенсацию транспортникам будет предусматриваться не менее 100 млн рублей. Это означает, что масштаб программы довольно скромный: при нынешних кредитных ставках судовладельцы смогут набрать кредитов всего на 800 млн рублей, что равно стоимости одного среднего по размерам и простого по техническому оснащению судна.<BR>Распорядителем федеральных денег, направляемых на выплату компенсации, назначено Министерство транспорта РФ. Оно будет подписывать договоры о выплате компенсаций с транспортными компаниями и контролировать целевое использование средств.<BR>Для предприятий Петербурга, бизнес которых связан с судостроением, это сулит крупные заказы. При условии, что российские судовладельцы "клюнут" на акт правительственной поддержки и станут кредитоваться в отечественных банках.<BR><BR><B>Они были первыми</B><BR>Первым, кто получил льготный кредит на строительство нового флота, стало ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП). Его дочерняя компания, ОАО "Северо-Западный флот", заказала постройку серии из 10 сухогрузов класса "река-море" судостроительному заводу "Северная верфь". Кредит на постройку судов в сумме $49 млн был взят сроком на 8 лет в Сбербанке России. Первое судно заложено в январе 2001 года.<BR>И пароходство, и судозавод входят в московский холдинг "Новые программы и концепции" (НПК), генеральный директор которого Борис Кузык лично лоббировал данный проект в коридорах власти. Фактически постановление Правительства, гарантирующее субсидирование части процентов по погашению кредита, и готовилось под данный проект СЗП. По данным НПК, за месяц до выхода постановления, 5 марта 2001 года, Сбербанк и Министерство транспорта РФ подписали соглашение о погашении от 30% до 50% ставки по кредитам Сбербанка из средств федерального бюджета. Однако выделенных в бюджете денег не хватит на погашение даже половины процентов одного только кредита СЗП.<BR><BR><B>Последователи</B><BR>Тем не менее другие судовладельцы готовы вслед за СЗП встать в очередь за правительственной поддержкой. Следующим получателем бюджетных средств может стать ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП), которое заказало дочерней компании Сбербанка - ЗАО "Сбербанк-Капитал" - подготовку инвестиционного проекта строительства крупнотоннажных танкеров-ледоколов (см. "ДП" №63/2001). Фактически заказчиком проекта является нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", которой принадлежит контрольный пакет акций ММП.<BR>"ЛУКОЙЛ" уже строит пять танкеров ледового класса дедвейтом 20 тысяч тонн на петербургском ГУП "Адмиралтейские верфи". Однако проект осуществляется на средства германских кредиторов. Это связано с тем, что основными поставщиками оборудования для технологически сложных судов являются зарубежные компании, которые зачастую работают в паре с иностранными банками. Кроме того, судостроительные проекты "ЛУКОЙЛа" могут оказаться слишком крупными для российских федеральных денег. Один крупнотоннажный танкер "ЛУКОЙЛа" может стоить до $50 млн (стоимость почти всей флотилии сухогрузов, которые строит НПК).