00:0011 апреля 200100:00
4просмотров
00:0011 апреля 2001
Потеря предприятия-донора для любого региона может стать невосполнимой.
<BR><BR>Потеря предприятия-донора для любого региона может стать невосполнимой.<BR>В субъектах Федерации исполнительная власть обычно делает ставку на несколько предприятий, дающих основную часть налоговых поступлений. По отношению к ним проводится политика протекционизма, чаще всего - под лозунгом защиты местного производителя. Однако ставка на одно-два предприятия может стать роковой. В случае перехода бюджетообразующего предприятия в другой регион компенсировать потери местного бюджета будет крайне сложно.<BR>"Я не уверен, что в регионах есть альтернативный вариант развития событий на случай, если бюджетообразующее предприятие уйдет из региона. Внятного механизма решения этой проблемы нет, - говорит Алексей Тупицын, директор департамента аналитики и сетевых проектов Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". - С принятием второй части Налогового кодекса (НК) произошло определенное перераспределение денег в пользу федерального бюджета. В Новгороде на этой почве разгорелся конфликт между губернатором и федеральными структурами. Там была разработана целенаправленная стратегия. Управленческая команда предполагала, что их усилия полностью окупятся. Но с новой редакцией НК РФ правила игры изменились, и Новгород оказался в тяжелом положении. Чтобы разрешить эту проблему, нужен стратегический посредник. Позиция федерального центра в этом отношении предельно жесткая. Регионы слишком слабы, чтобы им бесконтрольно давать деньги. Стратегия развития регионов должна подразумевать развитие малого бизнеса".<BR><BR><B>Центр виноват</B><BR>Чиновники всех субъектов Федерации утверждают, что их политика направлена на всестороннюю охрану бюджетообразующих предприятий. Конфликты между исполнительной и экономической властью на местах происходят, но обычно не становятся публичными. В случае недобора бюджетных средств чиновники на местах предпочитают винить в этом федеральный центр, тем более что есть удобный повод: вступившая в силу вторая часть НК РФ перераспределила налоговые поступления между региональными и федеральным бюджетом. И чем сложнее у субъекта Федерации взаимоотношения с бюджетообразующими предприятиями, тем громче его чиновники заявляют о том, что федеральный центр отнимает "местные доходы".<BR><BR><BR><B>Доходы растут</B><BR>В Министерстве экономического развития и торговли РФ уверены - баланс интересов регионов и РФ был соблюден. Налоговики считают, что перераспределение пошло на пользу как федеральному центру, так и бюджетам на местах.<BR>"Действительно, перераспределение средств произошло с некоторым акцентом в сторону федерального центра. С другой стороны, федеральный бюджет помимо дополнительных доходов в виде налогов получил еще и дополнительные расходы. Кроме того, региональные бюджеты получили на откуп подоходный налог, что, несомненно, увеличит поступления в местные бюджеты", - говорит заместитель министра Минэкономразвития РФ Аркадий Дворкович.<BR>"Безусловно, доля федерального бюджета по сравнению с местными выросла. Например, региональные бюджеты потеряли долю налога на добавленную стоимость. Тем не менее наблюдается устойчивый рост поступлений как в федеральный, так и в местные бюджеты. По предварительным оценкам, рост поступлений в федеральный бюджет составляет 200%, в местный - 150%", - считает начальник отдела экономического анализа и планирования налоговых поступлений Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Ленобласти Любовь Бахонова.