00:0009 апреля 200100:00
16просмотров
00:0009 апреля 2001
Повальная "ящуромания" привела к увеличению спроса на специалистов по управлению качеством.
<BR><BR>Повальная "ящуромания" привела к увеличению спроса на специалистов по управлению качеством. <BR>В Северо-Западном регионе экспертов экстра-класса, имеющих право заниматься внешним аудитом, 132 человека.<BR>Проблемой поиска озадачены не только компании, но и хэдхантеры. По их сведениям, большинство из экспертов "хорошо сидят" в сертифицирующих организациях и менять место работы ни за какие деньги не собираются. А вознаграждение, предлагаемое "качественным" сотрудникам, за несколько месяцев увеличилось почти в 1,5-2 раза. Директорам по качеству предлагают до $1500, специалистам - до $700. Условие одно: наличие успешного опыта по приведению организации к сертификации на стандарты ИСО-9000. <BR><BR><B>Не подходи ко мне</B><BR>При повышенном спросе "свободных" специалистов по качеству на рынке не наблюдается. Редкие претенденты на вакансию получают работу в считанные дни. "Через нашу компанию проходил человек, приехавший из Мурманска, - приводит пример директор рекрутингового агентства Darts recruiting services Екатерина Скаковская. - Без прописки, будучи в весьма солидном возрасте, он в первый же день получил несколько предложений стать директором по качеству. Этот специалист имел аккредитацию в IRCA (Международный регистр сертифицированных аудиторов. - О.К.), то есть статус внешнего аудитора, или эксперта. Однако всем предложениям от компаний он предпочел работу в Российском морском регистре судоходства в качестве внешнего консультанта".<BR>Основных причин, по которым подобные специалисты отказываются от работы на предприятиях, две. Первая - в сертифицирующих организациях они как консультанты могут "вести" больше предприятий, тем самым увеличивая свой рейтинг. Вторая - подготовка и приведение организации к сертификации "изнутри" - труд не из легких, и поэтому пройти еще раз весь путь от начала и до конца в аналогичной должности решаются не многие. По этой же причине не соглашаются на "приманки" хэдхантеров директора предприятий по качеству. <BR>Кроме того, многие специалисты таят обиду на своих нынешних или уже бывших работодателей. Дело в том, что большинство предприятий не столько занимаются проблемой управления качеством, сколько обозначают себя в этой проблеме. При формальном подходе к сертификации собственно сертификат компании как бы и не нужен: достаточно сообщать, что идет подготовка к его получению, чтобы уже иметь некоторое преимущество перед конкурентами. И такой вариант "вечной подготовки" некоторых руководителей компаний вполне устраивает. "Две трети кандидатов, рассказывая о своей карьере на каком-либо предприятии, сетовали, что все работы заканчивались на этапе, когда около 80% необходимого было уже сделано. Потом финансирование прекращалось", - говорит Екатерина Скаковская.<BR><BR><B>Свои и чужие</B><BR>Ряд крупных предприятий - "Балтика", "Вена", "Браво Интернешнл" - сформировали службы качества из числа собственных сотрудников. Путь создания такой службы, с некоторыми вариациями, следующий. В качестве координатора выбирается сотрудник из отдела контроля качества, лабораторий и т.п., проходит обучение (от 3 дней до 2 недель). Затем формирует себе рабочую группу - в основном из числа руководителей подразделений.<BR>"Несколько лет назад все были в равных условиях, все учились. Сейчас компании вырастили себе специалистов, вложили в них деньги. Свободных людей на рынке нет. Выход для ищущих - либо перекупать, либо набраться терпения и ждать, пока созреют собственные сотрудники", - советует старший инженер по качеству ЗАО "Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской" Нина Безменова.<BR>Привлечение к работе временного человека, по мнению Нины Безменовой, не лучший выход: "Поддержание стандартов - это работа каждого дня, постоянный аудит, анализ. Никакой консультант этим заниматься не будет, нужна собственная служба". "Задача консультанта - обеспечить подготовку к сертификации, - не согласен начальник отдела управления качеством и стандартизации ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" Александр Хурсан. - А с внутренним аудитом, улучшением и совершенствованием системы, ее поддержкой справятся и работники предприятия". <BR>"Оплата труда сегодня для российского специалиста - самое главное. Если другая фирма предлагает лучшие условия - люди уйдут, - уверен начальник сектора качества, стандартизации и сертификации ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Борис Баграмов. - Я сам перешел на "Балтику" с другого предприятия, на котором разработал и внедрил систему качества, потому что мне предложили большее вознаграждение". <BR><BR><B>Резервы и тылы</B><BR>В качестве "перекупного" варианта наиболее реально рассматривать не руководителей отделов качества, а их подчиненных. Такие специалисты на своем предприятии участвовали в проекте от начала и до конца и знают всю "кухню". Единственный их недостаток - отсутствие статуса координатора. Повышение в должности и зарплате для них - неплохой стимул поменять компанию. Тем же самым, по мнению как рекрутеров, так и самих специалистов по качеству, можно заинтересовать сотрудников предприятий ВПК, чья зарплата сейчас в среднем составляет 6-7 тыс. руб.<BR>Еще один источник - бывшие военнослужащие, имевшие дело с военной приемкой, отделами технического контроля. "Военные представители Министерства обороны традиционно и владеют вопросами управления качеством, и умеют работать с людьми. Этот источник в Петербурге тоже достаточно серьезен", - считает Александр Хурсан.<BR>Специалистов по управлению качеством готовят несколько петербургских вузов: Университет экономики и финансов, Балтийский государственный технический университет, Морской технический университет, Электротехнический университет (ЛЭТИ). Студенты "перехватываются", как правило, на стадии преддипломной практики, после которой могут сразу же получить работу. "Северная верфь", например, с этой целью постоянно участвует в вузовских ярмарках вакансий. "Балтика" принимает только с красным дипломом и хорошим английским.<BR>"У меня сейчас лежат заявки от десятка предприятий, - говорит заведующий кафедрой менеджмента, качества и сертификации Балтийского государственного технического университета Юрий Мурашов. - У нас было уже три выпуска, всего 100 человек. Практически все работают по специальности. А готовых специалистов, со стажем работы, сегодня просто нет. Раньше доля работников ОТК на предприятиях была 10-20% от общей численности, в том числе инженеров - по 20-50 человек. Сейчас - по два-пять. Когда в промышленности начался спад, первыми попадали под сокращение службы качества и контроля".<BR><BR>